21.10.2024
Юлия Бычкова
Графика
Большие деревья
25 октября - 24 ноября 2024 г.
Дизайн афиши - Радамира Бондарева
Тверской городской музейно-выставочный центр
г. Тверь, ул. Советская, д. 54, лекционно-выставочный зал
График Юлия Бычкова родилась в Твери в 1978 году. В
1998-м окончила Тверское художественное училище имени А.Г. Венецианова, в
2008-м — Московский государственный университет печати. С 2022 года член Союза
художников России.
В 2004–2017 годах Юлия Бычкова иллюстрировала
художественные книги и периодические издания, предназначающиеся, прежде всего,
для детей и подростков. Применяла различные техники оригинальной и печатной
графики: цветные карандаши, гуашь, акварель, тушь, соус, уголь, литографию. В
одних случаях следовала реалистическим традициям советской школы детской
иллюстрации, в других экспериментировала со стилистикой. Пожалуй, самый
неожиданный тому пример — ахроматические фотоколлажи, сопровождающие
автобиографическую повесть Марьяны Козыревой «Девочка перед дверью»,
опубликованную в издательстве «Самокат» в 2015 году. Старые архивные фотографии
совмещены здесь со снимками авторских лепных фигуративных композиций. На нынешней
выставке представлены иллюстрации к автобиографической повести Виталия Сёмина
«Ласточка-звёздочка», вышедшей в издательстве «Самокат» в 2014 году.
Новый этап в жизни Юлии Бычковой начался в «ковидном»
2020-м году, когда художник стала работать в содружестве с известным тверским графиком
Владимиром Анисимовым и серьёзно увлеклась линогравюрой. Результат красноречив:
Юлия приняла участие в 6-й Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» (2021,
Казань), III
международной триеннале современной графики (2021, Новосибирск), в XIV всероссийской художественной выставке «Россия» (2024,
Москва), во всероссийском (открытом) конкурсном выставочном проекте печатной
графики «Петроглиф» (2022, Волгоград), IV всероссийском открытом биеннале-фестивале графики
«Урал-графо» (2020–2021, Екатеринбург), в XIII межрегиональной выставке «Центр России» (2023,
Воронеж).
Линогравюры, созданные Юлией Бычковой в минувшие три
года, составляют основу выставки «Большие деревья». В числе оттисков — портреты
выдающихся людей прошлого, лаконичные натюрморты, в которых внимание заострено
на формах простых предметов, увлекательные истории зверушек — героев
доисторической азбуки, а также городские виды. Многим тверичам они окажутся
знакомы: часовня праведного Иоанна Кроншатдского, гостиница «Гальяни», улица
Желябова с видом на Покровскую церковь, бульвар Радищева, дом с мезонином на
Медниковской, старая баня на Коминтерна… Автор не ставит цели сделать портреты
города «дословными» и узнаваемыми. Это скорее художественно осмысленные
прогулки, в которых благодаря творческому темпераменту, наблюдательности и
фантазии автора явное сливается с вымышленным и становится «тайным». Деревья,
облака, здания сплетаются линеарными ритмами в динамичное орнаментально-графическое
единство, и неотъемлемая часть его — человек, благодаря которому ландшафтные
композиции приобретают особый глубокий смысл.
Творческий союз Юлии Бычковой с Владимиром Анисимовым
со временем стал и семейным. В её линогравюрах
его незримое присутствие очевидно — и
в выборе техники, и в печати на крафт-бумаге, и в нарочито упрощённой манере
исполнения, в изображении собак, облаков… Но Юлия не боится сравнений с мужем и
не перестаёт восхищаться его творчеством, учиться у него и, быть может, в
чём-то даже превосходит.
Своё «имя» — «Большие деревья» — первый (!)
персональный выставочный проект Юлии Бычковой получил по одной из
представленных здесь работ — единственной в экспозиции цветной «вещи»,
выполненной в технике пастели. Автор отмечает, что название, выбранное для выставки,
привлекло, прежде всего, своей красотой и метафоричностью, и искать в нём
символику и метафизический подтекст не следует. Но всё же подобное устремление
побороть сложно …
Пастель «Большие деревья» создана двадцать три года
назад, а, значит, у её автора за плечами большой творческий опыт. Тем не менее
представляется, что именно сейчас Юлия Бычкова обрела вокруг себя ту красоту, о которой ей хочется говорить —
на своём личном графическом языке — интересно, ёмко, осмысленно. Остаётся
пожелать автору «теплить и вынашивать»
любовь к творчеству так, «чтоб она
разрослась <…> деревом, чтобы кончики пальцев стали бы ею окрашены»,
и чтобы было её «немерено»[1]… А посетитель
выставки, выйдя на улицу и вглядевшись в сбросившие листву осенние деревья, вдруг
задумается о том, что есть нечто общее между рисунком обнажённых ветвей и
потоками тех штрихов, которые организуют плоскость печатных листов Юлии
Бычковой.
Анна
Шестакова,
искусствовед
[1] Из песни Лампабикта «Немерено».
Фото Л. Блохина, В. Пегасовой
← к списку новостей