25 октября - 24 ноября 2024 г. - выставка графики Юлии Бычковой
21.10.2024

Юлия Бычкова

Графика

Большие деревья

25 октября - 24 ноября 2024 г.

 

Дизайн афиши - Радамира Бондарева

 

Тверской городской музейно-выставочный центр

г. Тверь, ул. Советская, д. 54, лекционно-выставочный зал

 

График Юлия Бычкова родилась в Твери в 1978 году. В 1998-м окончила Тверское художественное училище имени А.Г. Венецианова, в 2008-м — Московский государственный университет печати. С 2022 года член Союза художников России.

В 2004–2017 годах Юлия Бычкова иллюстрировала художественные книги и периодические издания, предназначающиеся, прежде всего, для детей и подростков. Применяла различные техники оригинальной и печатной графики: цветные карандаши, гуашь, акварель, тушь, соус, уголь, литографию. В одних случаях следовала реалистическим традициям советской школы детской иллюстрации, в других экспериментировала со стилистикой. Пожалуй, самый неожиданный тому пример — ахроматические фотоколлажи, сопровождающие автобиографическую повесть Марьяны Козыревой «Девочка перед дверью», опубликованную в издательстве «Самокат» в 2015 году. Старые архивные фотографии совмещены здесь со снимками авторских лепных фигуративных композиций. На нынешней выставке представлены иллюстрации к автобиографической повести Виталия Сёмина «Ласточка-звёздочка», вышедшей в издательстве «Самокат» в 2014 году.

Новый этап в жизни Юлии Бычковой начался в «ковидном» 2020-м году, когда художник стала работать в содружестве с известным тверским графиком Владимиром Анисимовым и серьёзно увлеклась линогравюрой. Результат красноречив: Юлия приняла участие в 6-й Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» (2021, Казань), III международной триеннале современной графики (2021, Новосибирск), в XIV всероссийской художественной выставке «Россия» (2024, Москва), во всероссийском (открытом) конкурсном выставочном проекте печатной графики «Петроглиф» (2022, Волгоград), IV всероссийском открытом биеннале-фестивале графики «Урал-графо» (2020–2021, Екатеринбург), в XIII межрегиональной выставке «Центр России» (2023, Воронеж).

Линогравюры, созданные Юлией Бычковой в минувшие три года, составляют основу выставки «Большие деревья». В числе оттисков — портреты выдающихся людей прошлого, лаконичные натюрморты, в которых внимание заострено на формах простых предметов, увлекательные истории зверушек — героев доисторической азбуки, а также городские виды. Многим тверичам они окажутся знакомы: часовня праведного Иоанна Кроншатдского, гостиница «Гальяни», улица Желябова с видом на Покровскую церковь, бульвар Радищева, дом с мезонином на Медниковской, старая баня на Коминтерна… Автор не ставит цели сделать портреты города «дословными» и узнаваемыми. Это скорее художественно осмысленные прогулки, в которых благодаря творческому темпераменту, наблюдательности и фантазии автора явное сливается с вымышленным и становится «тайным». Деревья, облака, здания сплетаются линеарными ритмами в динамичное орнаментально-графическое единство, и неотъемлемая часть его — человек, благодаря которому ландшафтные композиции приобретают особый глубокий смысл.

Творческий союз Юлии Бычковой с Владимиром Анисимовым со временем стал и семейным. В её линогравюрах его незримое присутствие очевидно — и в выборе техники, и в печати на крафт-бумаге, и в нарочито упрощённой манере исполнения, в изображении собак, облаков… Но Юлия не боится сравнений с мужем и не перестаёт восхищаться его творчеством, учиться у него и, быть может, в чём-то даже превосходит.

Своё «имя» — «Большие деревья» — первый (!) персональный выставочный проект Юлии Бычковой получил по одной из представленных здесь работ — единственной в экспозиции цветной «вещи», выполненной в технике пастели. Автор отмечает, что название, выбранное для выставки, привлекло, прежде всего, своей красотой и метафоричностью, и искать в нём символику и метафизический подтекст не следует. Но всё же подобное устремление побороть сложно …

Пастель «Большие деревья» создана двадцать три года назад, а, значит, у её автора за плечами большой творческий опыт. Тем не менее представляется, что именно сейчас Юлия Бычкова обрела вокруг себя ту красоту, о которой ей хочется говорить — на своём личном графическом языке — интересно, ёмко, осмысленно. Остаётся пожелать автору «теплить и вынашивать» любовь к творчеству так, «чтоб она разрослась <…> деревом, чтобы кончики пальцев стали бы ею окрашены», и чтобы было её «немерено»[1]… А посетитель выставки, выйдя на улицу и вглядевшись в сбросившие листву осенние деревья, вдруг задумается о том, что есть нечто общее между рисунком обнажённых ветвей и потоками тех штрихов, которые организуют плоскость печатных листов Юлии Бычковой.

 

Анна Шестакова,

искусствовед

 



[1] Из песни Лампабикта «Немерено».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Л. Блохина, В. Пегасовой

 

← к списку новостей