23.01.2024
Лариса Филина
"Огранка белого"
Керамика
22 декабря 2023 г. - 21 января 2024 г.
Дизайн афиши - Иван Котов
Тверской городской музейно-выставочный центр
г. Тверь, ул. Советская, д. 54, лекционно-выставочный зал
Декабрь и январь — такие месяцы в году, когда радует новизна зимы, белый снег, ощущение чистоты, укутывающей землю. Это время пронизано огоньками гирлянд и предвкушением праздников. Новый год, Рождество — возможность оказаться в сказке или сотворить её своими руками — для родных, близких и даже совсем незнакомых людей. Быть может, все мы (не только дети, но и взрослые) испытываем в эту пору потребность фантазировать и мечтаем о чуде…
Художник, как никто другой, способен оказаться в роли зимнего волшебника и преподнести зрителю творческий подарок, например, представить новый проект, в котором все произведения созданы недавно и подчинены одной сюжетно-пластической идее.
Выставка «Огранка белого» задумана её автором, художником по стеклу и керамике Ларисой Филиной давно — как диалог современной керамики с декоративным искусством старинной эпохи. Отправной точкой послужили впечатления, некогда полученные в Эрмитаже от коллекции барочного фарфора. Музейные экспонаты запомнились художнику затейливостью растительных орнаментов, делающих объёмы сложными и причудливыми по очертаниям.
Представленные в экспозиции «Огранка белого» произведения — декоративные скульптуры и сосуды, а также настенные рамы для зеркал — фантазийные, необычные по форме, отсылают именно к барочной стилистике: выразительной, эмоциональной, подчёркнуто эффектной, характеризующейся динамичностью и нередко вычурной в деталях. Обилие изобразительных элементов и завитков, тяготение к асимметрии, изогнутым силуэтам и криволинейным поверхностям способствуют созданию впечатления декоративной насыщенности, пышности и великолепия барокко. У одних данный стиль вызывает восторг, другие не принимают его, но равнодушных нет.
Произведения Ларисы Филиной — это не реплики барочных образцов, выполненные в эклектичном духе, это вариации на выбранную стилистическую тему, отличающиеся экспериментальным подходом, свободой творческого выражения, использованием нетипичных для барокко фактур, материалов и техник. Вдохновляясь хрупким белоснежным фарфором, Лариса Филина работает с иным сырьём — грубой глиной, в частности, с несколькими видами шамота, разными по величине фракций и проявляющими строптивый характер в процессе лепки формы сосуда и мелких декоративных деталей, в момент заглаживания текстуры поверхности, обжига изделия и его усадки. В данном случае реализация творческой идеи невозможна без высокого уровня профессионализма художника.
Барокко свойственна полихромия. И современная индустрия керамических материалов предполагает колоссальную палитру красителей, глазурей, ангобов, что позволяет погружаться в стихию богатейших переливов цвета. Однако Лариса Филина сознательно уходит от колористического изобилия: изощрённая форма мыслится ею органичной и уместной лишь в лаконичном сдержанном цвете. И белый выбран автором в знак почтения к его величеству фарфору, а также в честь русской зимы-красавицы.
Анна Шестакова,
искусствовед
Сведения о художнике:
Лариса Игоревна Филина родилась в 1956 году.
В 1981 году окончила Московский технологический институт.
С 2002 года преподаёт в Тверском художественном колледже имени А.Г. Венецианова, руководит отделением декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
С 1979 года участница международных, всесоюзных, республиканских художественных выставок и фестивалей, межрегиональных и областных выставок.
С 1993 года член Союза художников России.
Произведения в собрании Государственного Эрмитажа, Тверской областной картинной галереи и в частных коллекциях.
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=Dx8DMcAuZoc
Фото А.А. Шестаковой
← к списку новостей