Памяти Анатолия Камардина (1950-2012 гг.)
16.12.2025

 

16 декабря 2025 года исполнилось бы 75 лет известному тверскому художнику Анатолию Камардину – замечательному керамисту и графику. Его творчество хорошо знакомо и высоко оценено российскими и зарубежными зрителями и занимает особое место в истории отечественного декоративно-прикладного искусства второй половины XX  – начала XXI века.

Произведения Камардина приобретались в крупные музеи России и музеи других стран и с успехом экспонируются на разного рода вернисажах и в настоящее время.

Участник многочисленных биеннале по керамике мирового уровня, международных симпозиумов и представительных и почетных конкурсов, он был неоднократно отмечен и награжден за выдающиеся достижения в профессии. Камардин редко говорил об этом и не любил упоминать о собственных победах. Он вообще был немногословен и особенно не терпел слово «творчество». Называл это «работа» (работа как смысл всей его жизни). На встречах со зрителями и на открытиях выставок он предпочитал дать возможность рассказывать об экспонатах своим коллегам – друзьям, художникам или искусствоведам. Не любил давать интервью. Но в узком кругу близких ему людей мог говорить о керамике образно и восторженно, иногда поражая глубиной своих размышлений и оценок. Неоднократно повторял: «…Все, что я хотел сказать, вы поймете, глядя на мои работы».

Анатолий Камардин был человеком твердых убеждений, не терпел фальши ни в жизни, ни в искусстве и всегда говорил все, что думает, поэтому был не всем удобен. Безусловно, он прекрасно понимал свои достоинства как художника, но работал не ради званий или славы, не ради похвалы. Он с одинаковым уважением относился к зрителям своих персональных выставок, и неважно, где они открывались – во Ржеве или в Мюнхене.

Он совсем недолго работал на Конаковском фаянсовом заводе им. М.И. Калинина и сделал по тем временам отчаянно смелый шаг – ушел в свободное плавание: в центре Твери из старой водонапорной башни стал строить себе мастерскую керамиста, чему сопутствовала бесконечная бумажная волокита.  И немалые материальные затраты. К конечному результату он пришел через несколько долгих лет. Камардину было важно ни от кого не зависеть, и работал он в этой мастерской с наслаждением, практически без творческих пауз до последнего дня своей жизни – лепил, обжигая, расписывал и сочинял свою «камардинскую» керамику.

Вообще он был интересным человеком: в разговорах иной раз открывался с неожиданной стороны, любил и знал историю, много, но избирательно читал, и был ему близок и дорог весь русский мир – с его природой, древнерусской культурой, народным искусством, мотивы которого часто встречаются в его творчестве. Ему была интересна жизнь Вселенной с ее тайнами и секретами. Героем его керамики мог быть человек, цветок и дерево, ракушки или морская волна, собаки, гусеницы и птицы – все это органично существует в его творчестве, иногда в совершенно неожиданных ракурсах.

Анатолий Камардин был истинно тверским художником. Любил свой город и его окрестности. «Где бы я не бывал, меня всегда тянет домой, в Тверь». Здесь был его дом, семья, друзья, его мастерская.

Все работы Камардина демонстрируют блестящее мастерство и глубокое знание «поведения» керамики. Известная тысячелетиями простая и малопривлекательная глина преображается в блистательные декоративные объекты, скульптуры, настенные блюда и приобретают одухотворенный талантом мастера драгоценный материал, полный виртуозной пластики, внутренней силы и высокой философской образности. Помимо известных веками современных керамических техник, художник использовал и свои секреты, которые рождались в процессе долгих экспериментов и совершенствовались постоянно.

Анатолий Камардин ушел от нас неожиданно. Он болел, но пытался не пустить болезнь в свою жизнь. Проходя к церкви Белая Троица, мы можем видеть керамический фриз на его доме, обращенный лицом к улице, которой идут прохожие. Это напоминание: «Здесь жил и работал тверской художник Анатолий Камардин».

Светлая память…

Пиотровская Ольга Вячеславовна

искусствовед

член Союза художников России

 

 

Родился в 1950 году в Конаково. Художник-керамист. Учился на отделении художественной керамики в Абрамцевском художественно-промышленном училище (1971-1975) у Ю.П. Хмелевского. Участник выставок с 1976 года. Член Союза художников СССР (1980). Заслуженный художник России (1998). Жил и работал в Твери с 1975 года. Работал в цехе керамики предприятия «Калининстекло» (1975-1986); выполнил ряд произведений на Конаковском фаянсовом заводе (1990).

Произведения экспонировались на областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставках, а также за рубежом – в Венгрии, Румынии, Чехословакии, Финляндии, Шотландии, Германии, Италии.

Участник 45-го Конгресса Интернационального искусства керамики Италии (г. Фаэнца) в 1987 году, участник выставки «Евреопейская керамика-1986» (музей  Керамион, Фрехен, Германия).

Произведения хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), Государственный художественный музей-заповедник (г. Загорск), Омский художественный музей, Тверская областная картинная галерея, Тверской государственный объединенный музей, Художественный музей (г. Хямеенлинна, Финляндия), а также в частных собраниях.

Произведения приобретались Министерством культуры РФ.

Основные направления творческой деятельности: декоративная скульптура, станковая камерная керамика, графика, архитектурно-пространственные композиции для интерьеров общественных зданий (дома отдыха «Карачарово» и «Серебрянники» Тверской области; кафе Мon-Café в г. Твери, представительство торговой фирмы «ESTEE LAUDER» в Москве, Городской культурный центр г. Эст-Килбрайт в Шотландии; аэропорт г. Мюнстер и муниципалитет Оснабрюк в Германии).

 

 

 

 

 

 


← к списку новостей