16.12.2025

16 декабря 2025
года исполнилось бы 75 лет известному тверскому художнику Анатолию Камардину –
замечательному керамисту и графику. Его творчество хорошо знакомо и высоко
оценено российскими и зарубежными зрителями и занимает особое место в истории
отечественного декоративно-прикладного искусства второй половины XX – начала XXI века.
Произведения Камардина приобретались в
крупные музеи России и музеи других стран и с успехом экспонируются на разного
рода вернисажах и в настоящее время.
Участник многочисленных биеннале по керамике мирового уровня, международных
симпозиумов и представительных и почетных конкурсов, он был неоднократно
отмечен и награжден за выдающиеся достижения в профессии. Камардин редко
говорил об этом и не любил упоминать о собственных победах. Он вообще был
немногословен и особенно не терпел слово «творчество». Называл это «работа»
(работа как смысл всей его жизни). На встречах со зрителями и на открытиях
выставок он предпочитал дать возможность рассказывать об экспонатах своим
коллегам – друзьям, художникам или искусствоведам. Не любил давать интервью. Но
в узком кругу близких ему людей мог говорить о керамике образно и восторженно,
иногда поражая глубиной своих размышлений и оценок. Неоднократно повторял:
«…Все, что я хотел сказать, вы поймете, глядя на мои работы».
Анатолий Камардин был человеком твердых убеждений, не терпел фальши ни в
жизни, ни в искусстве и всегда говорил все, что думает, поэтому был не всем
удобен. Безусловно, он прекрасно понимал свои достоинства как художника, но
работал не ради званий или славы, не ради похвалы. Он с одинаковым уважением
относился к зрителям своих персональных выставок, и неважно, где они
открывались – во Ржеве или в Мюнхене.
Он совсем недолго работал на Конаковском фаянсовом заводе им. М.И. Калинина
и сделал по тем временам отчаянно смелый шаг – ушел в свободное плавание: в
центре Твери из старой водонапорной башни стал строить себе мастерскую
керамиста, чему сопутствовала бесконечная бумажная волокита. И немалые материальные затраты. К конечному
результату он пришел через несколько долгих лет. Камардину было важно ни от кого
не зависеть, и работал он в этой мастерской с наслаждением, практически без
творческих пауз до последнего дня своей жизни – лепил, обжигая, расписывал и
сочинял свою «камардинскую» керамику.
Вообще он был интересным человеком: в разговорах иной раз открывался с
неожиданной стороны, любил и знал историю, много, но избирательно читал, и был
ему близок и дорог весь русский мир – с его природой, древнерусской культурой,
народным искусством, мотивы которого часто встречаются в его творчестве. Ему
была интересна жизнь Вселенной с ее тайнами и секретами. Героем его керамики
мог быть человек, цветок и дерево, ракушки или морская волна, собаки, гусеницы
и птицы – все это органично существует в его творчестве, иногда в совершенно
неожиданных ракурсах.
Анатолий Камардин был истинно тверским художником. Любил свой город и его
окрестности. «Где бы я не бывал, меня всегда тянет домой, в Тверь». Здесь был
его дом, семья, друзья, его мастерская.
Все работы Камардина демонстрируют блестящее мастерство и глубокое знание
«поведения» керамики. Известная тысячелетиями простая и малопривлекательная
глина преображается в блистательные декоративные объекты, скульптуры, настенные
блюда и приобретают одухотворенный талантом мастера драгоценный материал,
полный виртуозной пластики, внутренней силы и высокой философской образности.
Помимо известных веками современных керамических техник, художник использовал и
свои секреты, которые рождались в процессе долгих экспериментов и
совершенствовались постоянно.
Анатолий Камардин ушел от нас неожиданно. Он болел, но пытался не пустить
болезнь в свою жизнь. Проходя к церкви Белая Троица, мы можем видеть
керамический фриз на его доме, обращенный лицом к улице, которой идут прохожие.
Это напоминание: «Здесь жил и работал тверской художник Анатолий Камардин».
Светлая память…
Пиотровская Ольга Вячеславовна
искусствовед
член Союза художников России
Родился в 1950 году в Конаково. Художник-керамист. Учился на отделении
художественной керамики в Абрамцевском художественно-промышленном училище
(1971-1975) у Ю.П. Хмелевского. Участник выставок с 1976 года. Член Союза
художников СССР (1980). Заслуженный художник России (1998). Жил и работал в
Твери с 1975 года. Работал в цехе керамики предприятия «Калининстекло»
(1975-1986); выполнил ряд произведений на Конаковском фаянсовом заводе (1990).
Произведения экспонировались на областных, зональных, республиканских,
всесоюзных выставках, а также за рубежом – в Венгрии, Румынии, Чехословакии,
Финляндии, Шотландии, Германии, Италии.
Участник 45-го Конгресса Интернационального искусства керамики Италии (г.
Фаэнца) в 1987 году, участник выставки «Евреопейская керамика-1986» (музей Керамион, Фрехен, Германия).
Произведения хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях:
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва),
Государственный художественный музей-заповедник (г. Загорск), Омский
художественный музей, Тверская областная картинная галерея, Тверской государственный
объединенный музей, Художественный музей (г. Хямеенлинна,
Финляндия), а также в частных собраниях.
Произведения приобретались Министерством культуры РФ.
Основные направления творческой деятельности: декоративная скульптура,
станковая камерная керамика, графика, архитектурно-пространственные композиции
для интерьеров общественных зданий (дома отдыха «Карачарово» и «Серебрянники»
Тверской области; кафе Мon-Café в г. Твери, представительство торговой фирмы «ESTEE LAUDER» в Москве, Городской культурный центр г. Эст-Килбрайт в Шотландии;
аэропорт г. Мюнстер и муниципалитет Оснабрюк в Германии).




← к списку новостей