Член Союза художников Россиис с 2005 г.
Родилась в 1975 г.
Иконописец.
Образование - Тверское художественное училище имени А.Г. Венецианова (1994), иконописная школа Московской духовной академии (2003). Участник I и II всероссийских выставок "Современное храмовое искусство "Преображение"; IX, XI межрегиональных и X, XII всероссийских художественных выставок; выставки "Современное тверское храмовое искусство", в 2024 году состоялась персональная выставка церковных мозаик "Краеугольный камень".
Имеет широкие познания в области
иконописи. Хорошо знает особенности различных художественных школ, много
копировала древних икон в крупнейших музейных собраниях, профессионально
владеет техниками иконописи. Работает очень вдумчиво, стремясь направить свои силы
на возрождение православной художественной культуры.
Награждена дипломом (2009) и благодарностью (2020) ВТОО "Союз художников России", золотой медалью ВТОО "Союз художников России" "Духовность. Традиции. Мастерство" (2014), благодарностью общественной палаты (2022).
Икона.
Архангел Михаил с деяниями Ангелов. Успенский собор Святогорского монастыря
г.Славяногорс. 2003 г.
Доска, золото, яичная темпера. 234х174
Икона.
Спас с избранными Тверскими святыми. 2007 г. Частное собрание.
Доска, золото, яичная темпера. 100х60
Икона. Чудо святого Георгия Фонд иконописной
школы при МДА г.Сергиев Посад.
Доска,
золото, яичная темпера. 75х60
«КРАЕУГОЛЬНЫЙ
КАМЕНЬ»
Выставка церковных
мозаик Елены Антоновой
17
апреля — 25 мая 2024 г.
Музей
живописи В.М. Сидорова «На тёплой земле»
Тверь,
бульвар Радищева, 41
+7
(4822) 45-27-95, museumtver@mail.ru
Елена Антонова родилась в
Твери в 1975 году в творческой семье. Отец — скульптор Евгений Антонов,
народный художник России, с 1999-го священник Русской Православной Церкви. В
1994-м Елена окончила Тверское художественное училище имени А.Г. Венецианова,
затем постигала азы храмового искусства в тверской школе церковных ремесел Андрея
Запрудного, некоторое время работала в иконописной мастерской Валерия и Наталии
Колтовых.
В 1999—2004-м училась в Иконописной школе при Московской духовной академии. С
2005 года член Союза художников России.
Один
из первых масштабных проектов Елены Антоновой — три мраморных
иконостаса для храма Покрова Божьей Матери в селе Тургиново Калининского района
Тверской области — был осуществлён в 2007 году. Иконы, написанные художником,
можно увидеть в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре Владимирской
области и в Свято-Успенской Святогорской лавре под Донецком (2000-е); в Твери в
деревянной часовне во имя Всех Тверских святых на Соборной площади (конец
2000-х), а также в церкви в честь святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и
Сан-Францисского в Литвинках и в храме в честь Казанской иконы Божией Матери во
Власьеве (2015).
В
2007—2008 годах Елена Антонова участвовала в росписи алтарной части собора Свято-Никольского
монастыря в Переславле-Залесском, в 2016-м украсила стенописью алтари храма в честь Казанской
иконы Божией Матери во Власьеве.
В середине 2010-х годов творческие поиски и размышления привели
Елену Антонову к мозаике — технике, которая восхищала её ещё в детстве, когда
листала книгу «Искусство домонгольской Руси». Катализатором раскрытия личного потенциала
в этой области искусства стал для иконописца масштабный проект, в котором она приняла
непосредственное участие: в 2017—2022 годах в мастерских Российской
академии художеств создавался мозаичный ансамбль для одного из самых грандиозных
православных соборов в мире — храма святого Саввы Сербского на Врачаре в
Белграде.
Длительная работа в коллективе мозаичистов
позволила Елене Антоновой глубоко освоить эту древнюю технику и обнаружить
потребность создавать монументальные образы из миниатюрных фрагментов-тессеров смальты и камня, каждый из
которых — тончайшая вариация формы. Художник уверена, что по сравнению с иконописью мозаика даёт
больше творческой свободы, поскольку предполагает некоторую долю условности и
стилизации, позволяет решать декоративные задачи и работать с храмовым
пространством. Соотношение линеарности и цветового пятна, степень детализации и
характер моделировки форм, мера живописности и эмоциональности в произведениях
Елены Антоновой несколько различаются в зависимости от авторского целеполагания
и времени создания работ. Ранние небольшие мозаики 2016—2018 годов близки
иконописи. Они «нежные» и камерные по характеру, в них чувствуется трепетное
отношение художника к новому для неё материалу, превалирует мягкое живописное
начало и оттеночные нюансировки. В произведениях начала 2020-х годов, особенно
в крупногабаритных, предназначенных для размещения в храме на высоте и
воспринимаемых зрителем издалека, автор уже более тверда и решительна в выборе тех
пластических средств, которые органичны именно монументальному мозаичному
искусству. Линия нередко приобретает доминирующее значение, образные
характеристики становятся определеннее, иногда жёстче.
Иконы,
обретшие свой дом, будь то храм или частное жильё, крайне редко покидают родные
стены ради экспонирования на выставках, мозаики же сливаются с церковной
архитектурой навсегда. Именно поэтому произведения Елены Антоновой, выполненные
в 2022—2023 годах для храма Казанской иконы Божией Матери и церкви Воскресения
Христова в Кемерово, представлены в экспозиции «Краеугольный камень» в виде
репродукций, выполненных на ткани в масштабе один к одному.
Выставка
работает до 25 мая. У зрителя есть возможность погрузиться в мир церковных
образов Елены Антоновой и в дни Великого поста, и в праздник Светлого Христова
Воскресения.
Анна Шестакова,
искусствовед