27.02.2012
Одна моя
знакомая как-то сказала, что ее восхищают несколько профессий: географы и биологи, изучающие непосредственно живой, потрясающе реальный мир вокруг себя, и художники, сами создающие мир не только на холстах, но и, часто не осознанно, мир-театр в мастерской. Мастерская художника - его душа,
его внутреннее «я». И не нужен сложный психоанализ, чтобы по наполнению и
обустройству студии разгадать характер хозяина, темпераментный ли это
экспериментатор или задумчивый философ. «Чай
в мастерской» - совместный проект трех
авторов, работающих в различных техниках: графика, экспериментальная живопись,
фотография, объединяет общая тема – тема мастерской. Все три автора решают ее
по-разному. Большая часть графических листов Игоря Гусева посвящена
классической, нескончаемой теме «Натурщица в мастерской». Многолетняя работа с
одной моделью в ограниченном пространстве студии не привела
к «замыливанию» глаза, к штампам. Напротив, острый отточенный карандаш
Игоря Гусева выявляет сложные грани образа девушки. Листы из этой серии не просто
рисовальные штудии, где индивидуальность и характер натурщика не так уж важны,
а моментальные портреты, портреты-образы.
И талант художника здесь проявляется не только в рисовании, но и в работе с
моделью, она подобна работе режиссера с актером, где благодаря совместным
усилиям рождаются яркие, порой контрастные образы. Экспериментальная живопись
Игоря Бучнева, его объемно-пространственные композиции темпераментны и открыты
по цвету, формальны и на первый взгляд слишком просты. И, конечно, возникает
вопрос: «Какое же они отношение имеют к теме «мастерские»? Деревянные коллажи,
арт-пластика, представленные на выставке, подобны фрагментам рабочего
пространства этого художника. Декоративная живопись на стенах и мольбертах,
подрамники, рамы, этюдники, пересекаясь, перекрывая друг-друга, создают уже сами
по себе сложные абстрактные композиции. Игорь Бучнев, материализуя их в дереве, создает
портрет своей мастерской, а потому и свой автопортрет тоже. Фотографии Марии
Сахно также раскрывают и дополняют общую тему. Фотография обладает
особенностями, отличающими ее и от живописи и от графики: она неумолимо точна и
документальна. Но в своих сериях Мария Сахно
попыталась уйти от простой фотофиксации
событий, ситуаций и интерьеров, где работают художники и студенты. Задача
автора - создание средствами фотографии образа художника через жизнь в мастерской, через детали быта.
Мария попыталась рассказать о «пространстве
для творчества».
М.А.Сафонова, искусствовед, член «СХР»
← к списку новостей