08.10.2021
Геннадий Самойлов
Графика, живопись
22 сентября - 7 октября
Дизайн афиши - Г.К. Самойлов
Выставочный зал Союза художников России
Москва, ул. Покровка, д. 37
Самойлов Геннадий Касимович
Родился в 1951 г. в г. Нелидово Тверской (Калининской) области.
Окончил Московский полиграфический институт.
Заслуженный художник России, член союза художников России,
Почетный работник культуры и искусства Тверской области.
Председатель Тверского областного отделения Союза художников России.
Живёт и работает в Твери.
Акварель, живопись, станковая и книжная графика.
Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок с 1982 г., международных симпозиумов и пленэров.
Автор более 20-ти персональных выставок.
Работы находятся в собраниях: Тверской областной картинной галереи, Тульского музея изобразительных искусств, Дома русского зарубежья (Москва), «Европейская акварель» Клода Круайя (Париж, Франция), Художественного центра «Валенсия» (Санкт-Петербург), частных и корпоративных собраниях разных стран.
Награждён дипломами: Российской Академии художеств, ВТОО "Союз художников России"; почётными грамотами: Министерства культуры РФ, Губернатора Тверской области, Департамента культуры Тверской области, серебряным наградным знаком ВТОО "Союз художников России", золотой медалью ВТОО "Союз художников России". Дважды лауреат премии Губернатора Тверской области.
Геннадий Самойлов – художник, давно состоявшийся, осознающий свой путь в искусстве, исследователь, готовый к открытиям и свершающий их постоянно. Он принадлежит к редкому числу волевых, харизматичных личностей, о которых говорят: «Он делает себя сам». Вопреки, а часто благодаря бесконечным сомнениям и противоречиям, столь необходимым творцу. Он всегда сам выбирает путь, устанавливает ценностные ориентиры, проявляя неординарность, как в жизни, так и в творчестве. Вкус, знания, чувство целого определяют качественный уровень его произведений.
Оригинальное развитие в творчестве Геннадия Самойлова получили традиции московской графической школы. Мировосприятию художника, чья система жизненных и творческих представлений ко времени зрелого и осознанного ученичества во многом уже была сформирована, оказалась созвучна культура пространственного видения, сложившаяся в московском полиграфическом институте.
Увидеть большое в малом… Произведения Геннадия Самойлова о простых вещах и явлениях, о красоте этого мира, о его чистоте и сложности. Сюжетной основой, мотивом часто оказываются одинокое дерево, дорога, дом или изгородь, но не как отдельно взятые предметы, а как объекты занимающие свое место в мире, обозначающие его. Реальность и условность, конкретное и абстрактное в работах художника ведут нескончаемые диалоги, создавая жизненно необходимое напряжение, превращая архитектонику в знак, наполненный смыслом.
Рисунок для Геннадия Самойлова – это движение его мысли, дыхание руки, темперамент. Его рисунок может быть разным: живописно-конструктивным, скульптурным, весомым, вылепленным точными ударами пятен тона или цвета из воздушного пространства белого листа и лёгким, виртуозно исполненным, мастерски сотканным, казалось бы, из ничего, демонстрирующим особый класс живого натурного рисования (серия «Дом. Дерево. Дорога» 2009-11 гг.). Линия, пятно, пластика живой изменчивой формы – заданная непредсказуемость, притягивающая к себе. Линия Геннадия Самойлова – ёмка и лаконична, часто выверена сообразно природе художника. В жизни его линии на бумаге всегда заключена особая идея. Эта жизнь сама становится идеей, переводя обыденность в искусство.
Акварель Геннадия Самойлова – знак качества высокой пробы. Акварель невозможно назвать техникой – это какой-то особый вид искусства, который открывает свои тайные возможности только тому, кто относится к ней, как к философии. Взаимоотношения Геннадия Самойлова с акварелью уникальны. Не подчинение и не борьба. Это общение равных, как бы мистически это не звучало. Акварель Геннадия Самойлова, даже та, что выстраивается графически, остается живописью по своей сути. Сложный многослойный цвет, пронизанный просветами белого листа, неудержим в своем движении даже когда работа завершена. Повелевать им может лишь один закон – закон композиции.
Самобытное мировоззрение художника, его отношение к Природе и пространству листа близки по своей сути к философии, лежащей в основе традиций пейзажной живописи средневекового Китая. К философии художников, существующих внутри этих традиций и убеждённых, что длительное созерцание природы благотворствует духовному и художественному прозрению, слиянию человека с миром. Непроизвольно и органично в творчестве Геннадия Самойлова сочетаются восточное (созерцательное) и западное (аналитическое) восприятие Реальности, а пространство его пейзажей так заполнено – будто нет Неба и так просторно – будто нет Земли.
Для художника, который знает «на вкус» как можно управлять цветом в ожидании рождения формы, знает, как ведет себя при этом тот или иной материал, приход к живописи стал естественным продолжением поисков. Геннадий Самойлов внедрился в живопись страстно, уйдя с головой в этот мир, постигая его правила и возможности, скрытые и очевидные. И живопись его приняла, позволив ему стать «своим», называя то, что он делает «своей живописью».
Занимаясь поиском своего живописного языка, Геннадий Самойлов привнес в этот еще недавно новый для себя мир индивидуальность – свой стиль, основанный на целостности изобразительного пространства, авторской композиционной завершенности и цветовой многозначительности. Цвет как отражение внутреннего мира художника меняется, усложняется в процессе работы, удивляя зрителя глубиной живописных переживаний автора. Изысканно-утончён колорит его живописи. Художнику чужды внешние эффекты. Светоносная фактура становится одним из главных действующих лиц. Она не просто обогащает изобразительное пространство, но выстраивает его драматургию, подчиняя ее замыслу автора, ставящего перед собой каждый раз новые пластические задачи. Так содержанием картины становится сама живопись.
Энергия порывистого свободного высказывания в сочетании с глубиной и сложностью проработки изобразительного пространства. Это кажущееся противоречие, как жизненно необходимый балансир, лежит в основе творческого процесса и того, что получается в итоге. Природой данные и постоянно в себе развиваемые чувство композиции, чувство целого позволяют Геннадию Самойлову свободно управлять формой, выстраивая ее в листе или на холсте, не опасаясь перемен.
Для Геннадия Самойлова, на протяжении многих лет предпочитающего пейзаж, как повод, как способ художественного высказывания, главной темой все же остаётся Человек и его мир. В серии картонов «Свои и другие» (2018 – 2020) живописная и графическая отстранённость, даёт возможность оживать (обретая объём, вес и сдержанную экспрессию) тем образам, что были рождены фантазией художника. Но эта фантазия основана не только на воображении и интуиции. Наблюдения, размышления, опыт художника и человека, несчётное множество набросков и самостоятельных натурных рисунков, накопленных за много лет, позволяют автору превращать подмеченные им типы человеческого поведения, характеров, взглядов… не в стереотипы, но в образы. А мимолётно узнаваемые или прочно засевшие в нашем подсознании черты он с лёгкостью переводит почти в иероглиф – в знак движения, эмоций, отношений.
Художник, в очередной раз, осуществляет переход от графики – к живописи... и обратно. Он рисует акварелью и сухой кистью, пишет фреску... маслом на картоне, процарапывает поверхность иглой и тростниковой палочкой, находит новые, свои сочетания техник и материалов. И всё это – не для достижения спецэффектов, но для того, чтобы дать возможность форме себя обнаружить. Образы рождаются на глазах, вновь и вновь удивляя, как можно линией, пятном, штрихом и скупым цветом "прорвать" пространство, вдохнуть жизнь в то, что еще несколько минут назад было плоским серым картоном?...
"Традиции и новаторство" – как тесно и скучно Геннадию Самойлову внутри этого штампа! Рисовать, писать, мыслить возвышенной пластикой для него, как дышать... творя и играя. От античности до современности, от гиперреализма до абстракции, от правдоподобия до гротеска. Диапазон художнических интересов и возможностей определяет степень свободы, которая позволяет автору не «воспроизводить», но «сочинять». Даёт любой его фантазии убедительный шанс состояться.
Выставка 2021 года ретроспективна, как, наверное, и полагается быть юбилейной выставке. В экспозицию вошли работы, созданные художником за последние 20 лет. Но наблюдать за развитием творчества Геннадия Самойлова интересно не только во времени. Художник не демонстрирует свои идейные предпочтения. Скорее показывает амплитуду личных и творческих интересов, профессиональных возможностей, задействованных им для решения конкретных художественных задач. К чему бы он ни обращался, а сейчас это – акварель, живопись, рисунок и серия картонов, исполненных в свободной технике, авторство его работ распознается безошибочно. Его произведения – тонкие, чувственные, элегантные или сдержанно-экспрессивные, предмет содержащие или едва напоминающие о нём – пронизаны ощущением особой внутренней и профессиональной культуры. Искусство Геннадия Самойлова камерное. Обращенное к человеку, оно предполагает всматривание, вчувствование. Не имеет значения размер листа или холста, важна лишь мера художественности самих работ.
Марина Волощенко
искусствовед
← к списку новостей