1 апреля - 1 мая 2021 г. - выставка "ЖИЗНЬ В МАТЕРИАЛЕ"
29.04.2021

ЖИЗНЬ В МАТЕРИАЛЕ

Тверское декоративное искусство последней трети XX – XXI веков

из частных собраний и мастерских художников

 Стекло, керамика, текстиль, ювелирное искусство, арт-объекты

1 апреля – 1 мая

 

 

Дизайн афиши - К.Е. Фёдоров

 

Музейно-выставочный центр имени Лизы Чайкиной

Тверского областного Дома народного творчества

Тверь, ул. М.Е. Салтыкова-Щедрина, д. 16 (площадь Славы)

 

В экспозиции выставки «Жизнь в матеиале» будут представлены художественное стекло, керамика, гобелен, батик, ювелирное искусство, декоративные композиции, арт-объекты, созданные в последней трети XX – начале XXI веков.

Наряду с  работами ныне живущих и успешно работающих авторов основная часть экспозиции будет представлена произведениями (из частных собраний) классиков тверского декоративного искусства из Твери, Вышнего Волочка, Конакова, чьи имена вошли в сокровищницу советского, а затем и российского искусства: Виктор Шевченко, Борис Фёдоров, Анатолий Камардин, Николай Коковихин, Отари Гагнидзе, Валерия Шинкаренко, Наталия Эверт, художников, прославивших своим творчеством Вышневолоцкий стеклозавод «Красный май», «Тверьстекло», Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина.

Ретроспективный вернисаж объединил признанных мастеров и молодых художников. Одна из задач выставки – воссоздать целостную картину тверского декоративного искусства с 1970-х годов до наших дней.

Зрители увидят произведения, в которых использование разнообразных декоративных материалов, техник и художественных приёмов подтверждает высокое мастерство авторов.

Прошлое и настоящее, поиски и открытия – лейтмотивы этой выставки.

Благодарим комитет по делам культуры Тверской области и Тверской областной Дом народного творчества за сотрудничество и профессиональную поддержку. Выражаем  искреннюю признательность коллекционерам, родственникам и друзьям художников за понимание важности этого проекта и предоставленную возможность экспонирования произведений из своих собраний. 

 

Публикация о выставке:

Шестакова Анна. Жизнь в материале // Ржевские новости. 2021. 7–13 апреля. № 14. С. 16. 

http://rzhevnews.ru/wp-content/uploads/2021/04/14.pdf 

 

О ВЫСТАВКЕ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА «ЖИЗНЬ В МАТЕРИАЛЕ»

            Декоративное искусство, такое многоликое по пластической образности и используемым материалам, всегда было тесно связано с производством. Тверской земле в свое время очень повезло. Благодаря активному развитию в XX веке вышневолоцкого стекольного завода «Красный май», конаковского фаянсового завода имени М.И. Калинина и нескольких других предприятий многие талантливые стекольщики и керамисты, родившиеся в разных регионах страны, после окончания столичных художественных институтов связали свою жизнь с Верхневолжьем и вписали яркие страницы в историю тверского искусства.  

            Гибель известных на весь мир производств после развала Советского Союза надломила многих прикладников, поставив их в жесткие условия творческого выживания. Говорят, что в лихие 90-е выдающийся стекольщик Борис Фёдоров не брезговал искать на свалках выброшенные телевизоры: в их кинескопах использовалось качественное стекло. Кто-то скажет, что подобные действия умаляют авторитет автора. Ни в коем случае, напротив, они свидетельствуют о глубокой преданности художника избранному пути.

            Увы, Бориса Фёдорова нет с нами, как и некоторых других тверских прикладников, обладавших неоспоримым творческим авторитетом, «горевших» искусством и, что важно, умевших «зажигать» других. Поэтому неудивительно, что на крупных областных художественных вернисажах произведений декоративного искусства все меньше и меньше.

            Утолить возникшую печаль, вспомнить славное прошлое и вглядеться в настоящее призвана масштабная выставка «Жизнь в материале», организованная Тверским областным отделением Союза художников России в Твери в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной. В экспозицию вошло более трехсот произведений декоративного искусства, созданных в тверском регионе за минувшие пятьдесят лет. Из сорока авторов, чьи работы представлены в залах, четырнадцать уже ушли из жизни. Это художники по стеклу Сергей Коноплев, Ирина Маршумова, Борис Федоров, Виктор Шевченко, Наталия Эверт, керамисты Отари Гагнидзе, Анатолий Камардин, Николай Коковихин, Валерия Шинкаренко и другие признанные мастера декоративного искусства. Их знаковые произведения хранятся в ведущих государственных музеях страны, а камерные вещи – благодаря искренней заинтересованности коллекционеров, родственников и друзей художников – сейчас можно увидеть на выставке «Жизнь в материале». Некоторые прежде не «выходили в свет».

            Большая часть экспонатов – работы ныне здравствующих художников Елены Есиковой и Константина Литвина, Михаила и Антона Маршумовых, Светланы Федоровой, Татьяны Абкиной, Галины и Полины Камардиных, Татьяны Погодиной, Сапарнияза Султанмуратова, Ларисы Филиной, Анатолия Войтова, Армена Бабаева, Надежды Новожиловой, Константина Федорова, Александра Константинова и других. Показаны объекты-эксперименты, авторы которых известны прежде всего как графики и живописцы, в частности, Владимир Анисимов, Геннадий Самойлов, Игорь Гусев, Игорь Бучнев.

            Выставка охватывает солидный временной промежуток, следовательно, у зрителя есть возможность прикоснуться к разным периодам жизни нашей страны, ощутить отличия в стилистических предпочтениях пяти десятилетий, почувствовать преемственность поколений. Отрадно и символично, что в залах демонстрируются произведения сразу нескольких творческих династий.

            Экспозиционеры не стремились выдержать хронологический принцип создания работ, в приоритете – диалоги экспонатов по цвету и форме, материалам и фактуре, создание пространственных пауз, позволяющих насытить среду светом, воздухом.

            Выставка очень разнообразна. Торжественные канделябры, большие стеклянные букеты, камерные хрупкие вазочки, предполагающие дружбу с живыми цветами, сосуществуют рядом с метафоричным художественным стеклом, построенным на ассоциативной образности и начисто лишенным возможности быть приспособленным в быту.

            Ностальгию вызывают широко распространенные в 1970-е годы фаянсовые блюда и приборы, расписанные стилизованными растительными мотивами, отсылающими к народному искусству. Рядом с мажорной русской «агашкой» – многоликие восточные сказки: объемы и пласты из шамота с совершенно иным по духу мировидением. Особенно интересна керамика, в которой над синтезированием традиций превалирует тяга к пластическому эксперименту, поиску новых образных решений.

            Одни работы производят впечатление с первого взгляда, другие требуют тщательного рассматривания, как, например, представленная в изобилии «кабинетная» керамическая скульптура. Фантазийные коты, лошадки, ежики, птицы и рыбы погружают зрителя в добрую веселую атмосферу озорства, шутки. Анималистическую тему продолжают керамические вазы в виде полусонных сов, замысловатые насекомые и аисты из бесцветного и синего стекла.

            Стекло и керамика хрупки и при неосторожном обращении недолговечны. Зато почти неподвластны разрушительному воздействию времени мозаики, удачно соотнесенные на выставке с гобеленом. Если сравнить состоявшуюся экспозицию со стихотворной стопой, то ее ударными слогами окажутся именно гобелены – эмоционально наполненные, лаконичные и емкие по образному строю, тяготеющие к монументальному искусству. Впрочем, текстиль не ограничивается произведениями, выполненными в технике гладкого ткачества. Присутствуют в залах и батики, и коллажи из ткани, и образцы авторского женского костюма, дополненные декоративными украшениями. Драгоценная составляющая экспозиции – в прямом и переносном смысле – произведения ювелирного искусства.

            Есть в залах и абстрактные скульптурные формы из известняка и мрамора, рельефная бумага ручного литья, пластиковые круги с орнаментами из знаков, имеющие философский подтекст, арт-объекты, при выполнении которых использованы дерево, металл, гипс, масляные краски. Столь разноплановые работы могут показаться зрителю неожиданными, даже спорными, но они вполне уживаются в едином выставочном пространстве с произведениями декоративно-прикладного искусства, выполненными в традиционных материалах и техниках. Предложенная экспозиционерами ситуация акцентирует внимание на важности пластических поисков и побуждает к размышлению о границах понятия «декоративное искусство».

Анна Шестакова, искусствовед


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 апреля состоялась встреча организаторов и участников выставки с художниками — членами творческой комиссии Союза художников России по декоративному искусству.

 

 

 

 

 

 

 

Фото А.А. Шестаковой

← к списку новостей