23 октября - 15 ноября 2020 г. - выставка произведений Николая Перлова «От гравюры к живописи»
19.11.2020

Николай Перлов 

От гравюры к живописи

23 октября - 15 ноября

 

 

Тверской городской музейно-выставочный центр

г. Тверь, ул. Советская, д. 54, малый зал (2 этаж)

 

Николай Александрович Перлов представляет зрителям свою первую персональную выставку. За прошедшие годы в его творческом арсенале сложилась большая коллекция графических и живописных произведений. Эти два вида искусства в равной степени интересовали художника на протяжении всей жизни.  С графических листов начинался его путь по крупным художественным выставкам страны, а живопись вышла на первый план творческих интересов в более поздние годы.

Николай Александровичотносится к генерации художников, которые к началу 1990-х с успехом экспонировали свои произведения на крупнейших выставках огромной страны и развивались в русле основных художественных тенденций конца ХХ столетия. В творческом сообществе Тверион также сразу завоевал авторитет и признание. Его приоритеты хорошо читались в произведениях: профессионализм, мастерство, художественная и нравственная состоятельность созданных образов.

Для понимания творческого пути Николая Александровичаважно учитывать некие особенности, заложенные в его художественном образовании, которые он сумел талантливо реализовать. Дело в том, что среднее профессиональное образование он получил в Ленинградской средней художественной школе им. Б.В. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, куда его отобрали как особо одаренного мальчика из Калининской городской художественной школы. В те годы в стране существовала практика поиска одаренных детей для обучения в школах  творческого направления. С этой целью представители учебных заведений разъезжали по стране и знакомились с наиболее талантливыми детьми. Так Н.А. Перлов оказался в «бастионе» академической школы, где базовое образование играет важную роль в системе воспитания художников. А вот продолжил он свое образование в не менее знаменитой Строгановке – Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском). В последние десятилетия ХХ столетия, несмотря на классическое базовое обучение, Строгановка отличалась повышенным вниманием к новым формам изобразительного искусства, к переосмысливанию пластической основы произведений, к эксперименту. Через это отличие двух художественных школ и прошел Николай Александрович. Они сформировали его мировоззрение и понимание профессиональных задач. Сочетание духа формального поиска и академических убеждений выразилось в графических и в живописных произведениях. 

После окончания учебы Николай Александрович выступал на художественных выставках исключительно графическими произведениями. Ездил на стажировки в дом творчества «Челюскинская», накапливался опыт работы в печатных техниках и т.д.В таких поездках происходили интересные и важные для творческого развития обмены опытом, информацией, знакомства, шли нескончаемые разговоры и споры об искусстве. Увлечение графикой в этот период во многом объяснимо, поскольку  развитие этого вида искусства в последние десятилетия XX столетия приобрело в нашей страневпечатляющие черты. В эти годы сформировался круг высокопрофессиональных мастеров эстампа, заметно возросла графическая культура в регионах. В 1980-е годы в Калинине (Твери) впервые стали проводиться выставки эстампа, выставки рисунка и т.д.В таких экспозициях ярко заявляли о себе молодые авторы:Н. Перлов, А. Перфильев, Г. Клюшин, О. Чернаков, М. Пантелеев, Г. Самойлов, Л. Юга, В. Воеводина и другие. Молодежь, в том числе и Николай Александрович, практиковались в офорте, литографии, ксилографии, линогравюре, азартно участвовали в крупных республиканских (РСФСР) и всесоюзных выставках, которые проводились в Москве.  Безусловно, атмосфера в художественных кругах города была насыщенной. Не случайно именно в эти годы многие из художников создали свои лучшие произведения. Целый ряд выразительных образов позднесоветской деревни и романтизированных эстампов на революционную тему создал в это время и Николай Александрович. При всей авторской честности и поэтизации образов, при всей правдивости и некой декларативности, графика Николая Александровича транслирует зрителям мировоззренческую цельность социально ориентированного поколения.

Но, несмотря на обстоятельное погружение в искусство печатной графики, несмотря на достигнутые успехи и наработанный опыт, все эти годы Николай Александрович не переставал практиковаться в живописи, а в последние десятилетия сосредоточился на ней окончательно. Имея за плечами основательную классическую школу, художникувлеченно пишет с натуры и также увлеченно создает некие умозрительные, отвлеченные построения образов. При этом,все его произведения фигуративны, часто созерцательны и основаны на реальных наблюдениях. Выхваченные из жизни мгновения он превращает в фантастическую сказочную реальность, часто наполненную добрым юмором и теплотой. Темы его произведений вечные. Это – мир обычных людей, которые своими незатейливыми бытовыми ситуациями дают художнику счастливый повод показать красоту движений,завораживающую магию ритмов, ракурсов.  Романтические идеалы юности понуждают, уже опытного и много повидавшего, художника вновь и вновь браться за новые темы, искать и находить отклик в сердцах зрителей.Как правило, живописные полотна Николая Александровича очень хорошо выстроены, в них виден большой профессионал. По его картинам можно учиться  композиции и другим премудростям изобразительного искусства.

Н.А. Перлов  – широко известный, талантливый и опытный педагог. Больше сорока лет он проработал в Тверском художественном училище им. А.Г. Венецианова.Воспитал немало талантливых учеников, делясь с ними знаниями и мастерством. Совмещать творчество и педагогическую деятельность непросто. Поэтому творческая судьба художников, посвятивших себя педагогике, преподаванию, учительству – особенная. Работа со студентами требует большой отдачи душевных сил, которые так необходимы для создания произведений искусства. Тем не менее, Николай Александрович успешно сочетал эти две ипостаси вплоть до 2019 года, когда оставил преподавательскую деятельность и окончательно перешел на творческую работу. Блестящий профессионал, преданный искусству мастер – таким предстает художник на своей первой в жизни персональной выставке.

 

СПРАВКА

Перлов Николай Александрович

Родился 12 февраля 1950 года в Твери.

С 1960 по 1964 годы учился в Тверской городской детской художественной школе у А.М. Сперанского, Н.В. Дочкина, М.Ф. Гаркушева.

С 1965 годубыл направлен в Среднюю художественную школу им. Б. Иогансона для особо одаренный детей при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В связи с учебой до 1968 годы жил в Ленинграде. 

С 1968 по 1970 годы служил в рядах Советской Армии.

С 1971 по 1976 годы учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском) у М.А. Маркова, В.М. Волошко, С.И. Смирнова.

С 1976  по 2019 годы преподавал в Тверском художественном училище им. А.Г. Венецианова.

С 1976 года – участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок.

С 1976 года – член Объединения молодых художников и искусствоведов при Союзе художников РСФСР.

Неоднократно стажировался в домах творчества Союза художников России.

С 1994 года – член Союза художников России.

С 2019 года – на творческой работе.

Работает в области станковой графики, живописи, художественного проектирования.

 

Т.И. Бойцова, искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, Почетный член Российской академии художеств

 

Творческая встреча с автором выставки: 

https://mvc-tver.ru/exhibitions/malyj-zal/499-khudozhestvennaya-vystavka-nikolaya-perlova-ot-gravyury-k-zhivopisi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото А.А. Шестаковой

← к списку новостей