17.10.2019
Дизайн афиши В. Анисимова
Владимир Анисимов. Страсти по октябрю
3 октября в 16 часов в лекционно-выставочном зале Тверского городского музейно-выставочного центра открывается выставка печатной графики «Страсти по октябрю». В экспозиции представлены произведения тверского художника Владимира Сергеевича Анисимова. Он родился в 1959 году на станции Земцы в Нелидовском районе Тверской области. В 1978-м окончил Калининское художественное училище имени А.Г. Венецианова (первый выпуск). С 2005-го член Союза художников России. Участник международных, всероссийских, межрегиональных, областных, городских художественных выставок.
По вечерам в Доме художника тусклым светом тлеют два окна, задернутые холщовыми шторами. Какой мир за ними? Рабочий стол, офортный станок — наследство известного тверского ксилографа Геннадия Клюшина. Погруженные в полумрак стены, населенные отжившими свой век предметами — керосиновыми лампами, фрагментами деревянных оконных наличников, тяжелыми, напоминающими паровозы утюгами, старинными ключами, давно умолкнувшей медной духовой тубой, спинкой венского стула... И, конечно, книги. Таково творческое пространство графика Владимира Анисимова. Вдумчивый, бесконечно сомневающийся, крайне требовательный к себе, он умеет пластически осмыслить эстетическую притягательность осколков старины. Путешествует во времени. Ведет внутренний диалог с великими мастерами прошлого и их произведениями. Работает со словом и «напитывается» текстом. Фантазирует, сочиняет свой собственный художественный мир, основанный на строгом вкусе, остроте формы и метафоричности. Владимир Анисимов уверен: страсть творческая — самая благородная из всех человеческих страстей, без нее произведение искусства не рождается.
Художник работает в двух техниках печати: сухая игла (процарапывает не на металле, а на целлулоиде) и линогравюра. Оба способа гравирования относятся к разным печатным формам (высокой и глубокой), каждый имеет свою специфику. Техника сухой иглы позволяет играть на тональных переходах, мягкости и бархатистости штриха. Линогравюра, близкая к ксилографии, напротив, предполагает лаконизм, отточенность, некоторую «жесткость» и контрастность оттисков. С момента изобретения в XV веке печатного станка механизм рождения эстампа существенно не изменился. Так же, как когда-то Дюрер и его предшественники, Владимир Анисимов с трепетом переживает «момент истины», когда лист бумаги с наложенной на него печатной формой проходит «горнило» офортного станка, превращаясь в оттиск.
«Быть публичным вовсе не обязательно, — уверен тверской гравер, — место художника — «за сценой», его лицо — в произведениях». Выставка «Страсти по октябрю» позволяет пристально «взглянуть в глаза» Владимиру Анисимову. Оказаться сопричастным его пластическим размышлениям о свойствах страсти, страдания, чуда, о смерти и бессмертии. Задуматься о том, кто есть художник в нашем мире, и что смерть для него — это не только момент остановки биологических и физиологических процессов в организме, но и потеря творческой страсти, способности фантазировать и вдохновляться.
Владимиру Анисимову интересны и близки по духу вечные сюжеты. Художник уверен в непреходящем значении и актуальности Евангелия, пророчеств Апокалипсиса, древнегреческих мифов, размышлений классиков русской литературы. Почему бы, например, античным персонажам не сменить декорации и не оказаться в Твери на лоне набережной Волги? Ведь человечество, в сущности, не изменилось с тех легендарных пор. Оно по-прежнему совершает роковые ошибки, вновь и вновь ступая по лезвию ножа или серпа, что в союзе с молотом.
Еще одна «страсть» Владимира Анисимова — вневременной, отражающий жизненную философию автора, натюрморт. Простые, подчас подернутые патиной времени предметы — вилки, лампочки, седла от велосипедов, утюги, чугунные сковороды, венские стулья — в исполнении графика превращаются в стильные «портретные» образы, наделенные яркой харизмой и сложной, насыщенной нюансировками пластической драматургией.
Произведения Владимира Анисимова узнаваемы. Они атмосферны, изысканно лаконичны, художественно точны, полны аллюзий, окутаны таинственностью, волнуют мистической многозначностью массы черного пятна и динамичным характером штриха, меняющимся в зависимости от задач, стоящих перед автором. Серьезное и трагическое в творчестве Владимира Анисимова настояно на тонком юморе, иронии, гротеске. А ведь, как справедливо заметил английский философ Фрэнсис Бэкон, «нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи».
Выставка организована Тверским областным отделением Союза художников России. Продлится до 17 ноября 2019 года.
Анна Шестакова,
искусствовед,
член Союза художников России
Фото В.П. Пегасовой, А.А. Шестаковой
← к списку новостей