Выставка произведений Бориса Фёдорова (стекло, графика, живопись)
20.06.2014

ВЫСТАВКА

БОРИС ФЁДОРОВ

 (стекло, графика, живопись)

пресс - релиз

В Городском музейно-выставочном центре 22 ноября 2013 г., в 16.00. открылась выставка известного российского художника, заслуженного художника РФ, действительного члена Российской Академии художеств Бориса Фёдорова. В экспозицию вошло более 100 произведений, созданных в разные годы, что позволяет увидеть широкий срез творчества художника. Борис Фёдоров, получив прекрасное образование в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, сразу стал востребованным в своей специальности. Художник прошел серьезную школу работы на стекольных заводах, где сразу же в полной мере смог проявить особое дарование и был замечен, как коллегами, так и искусствоведами. Его произведения всегда привлекали и привлекают внимание индивидуальными образными и формальными решениями. Впервые Борис Федоров заявил о себе в 1980-е годы, годы расцвета советского стекла, сумев не потеряться в блестящей плеяде мастеров этого вида искусства. Диапазон его деятельности сегодня огромен. Выставка показала, что его творчество условно можно разделить на несколько ярко выраженных периодов, которые характеризуются особым индивидуальным почерком. Но при всём несходстве произведений разного времени их объединяет внутреннее единство. С конца 1990-х гг. Борис Фёдоров уделяет большое внимание пластическим возможностям стекла, работая с ним, как скульптор. Новые формы становятся все более абстрактными, образное содержание глубже и драматичнее, делается серьезная попытка обновить и расширить «язык» декоративного искусства. Стремление к индивидуальности и неповторимости становится – одним из главных качеств мастера. Будучи блестящим художником стекла, он является и скульптором, и графиком, и живописцем, и конструктором. В этом его универсальность и свобода. Встали печи завода в перестроечные годы, Федоров создавал скульптуру из отвала, используя все навыки и приемы скульптора. Не стало возможности работать с цветным стеклом, он занялся живописью на стекле, а талант графика и конструктора всегда при нем. В его методе много мечты, игры, фантазии, гротеска, иронии, но все его «фокусы» замешаны на проживаемом и прочувствованном состоянии. Произведения, созданные художником в 1990-х-2000-х гг., представляют собой скульптуры из стекла, заключающие в себе свет. Это - само время, кристаллизованное в пространстве. Период его черного стекла невероятно изыскан и эмоционально насыщен. Магическая красота черного, в котором отражается окружающее пространство, преломляясь, и диктуя новые сильные образы, завораживает. Мир отражается на поверхности, но не как в зеркале, а с еще большей мерой мистики и тайны. Конфликтная драматичность тем этого периода уступает место гармоничным образам. Образ мира вокруг становится постепенно прозрачным и чистым. Выразить его помогают особые свойства стекла  - прозрачность, толщина линзы, яркость. Оно становится всё более светоносным. У Бориса Федорова вновь появляется желание вернуться к этим истинам, сделать эти преимущества материала - главными. В Федоровской философии прошлое, настоящее и будущее рядом. Эти категории для него практически неразрывны. Он свободно погружается в их пласты, исследуя архаичные культуры, бесконечность Вселенной, Космос или обычные природные явления – ветер, болото, сугробы… Художник освобождает стекло от салонных и «гламурных» наслоений, обнажая конструкцию, ритмику и динамику, тем самым, обостряя самоценные качества формы, как таковой. Как всякий большой художник Борис Федоров постоянно работает, причем пробует себя в разных видах творчества. В его руках любой материал становится предметом искусства, и всегда остается загадкой, как и когда это происходит, как рождается новая эстетика. Борис Федоров - художник независимых композиций и объектов создает искусство в чистом виде, не утруждаясь заботой о его востребованности. Мир для него не материя, а сгусток чистой энергии, которую надо оформить. Работа со стеклом влияет на формообразование и пластику графических и живописных произведений, особенно это заметно в знаменитых пастелях. Пастели Бориса Фёдорова посвящены преимущественно природным мотивам, в них он раскрывается как романтик, лирик, художник, тонко чувствующий окружающий мир. Пастели, как правило, отражают переходные состояния в природе, поэтому удивительно нежны по цветовым и тональным разработкам. Художник легко оперирует ровно окрашенными плоскостями или пятнами, конструктивно подходит к композиции листа и это приводит к особой чистоте формы и ясности созданного образа. В графических работах Борис Федоров больше созерцатель, чем участник. Вообще, графика Федорова – это отдельная, серьезная тема. Помимо пастелей, он делает много рисунков с натуры, в которых следует традициям ленинградской графической школы, много лет занимался офортом, рисовал экслибрисы. Особое место в его творчестве занимает абстрактная графика, которая иногда служит эскизами для будущего стекла, но чаще, она – просто «теоретические» размышления автора о форме, цвете, образе и мире. Абстрактные композиции имеют всегда законченный вид и выступают как самостоятельные станковые произведения. Искусство Бориса Федорова созвучно своей эпохе, прежде всего, широтой и глобальностью взгляда на мир, творческой проблематикой. Сегодня он со всей силой темперамента и мастерства вписывает ярчайшую страницу в историю художественной культуры современности.

Марина Сафонова, искусствовед,

член «Союза художников России».

 

 

 

 

 

 

← к списку новостей