21.07.2016
Пресс-релиз
Юбилейная выставка
заслуженного художника России Геннадия Самойлова
5 февраля – 8 марта 2016 г.
Большой зал, Лекционный зал. г.Тверь, ул. Советская, 54, тел. 33-13-08, 34-48-52,
e-mail: tgmvc.tver@gmail.com, сайт tgmvc.tver.ru
5 февраля в большом и лекционном залах городского музейно-выставочного центра откроется юбилейная выставка заслуженного художника России Геннадия Самойлова «Четыре взгляда». Рисунок. Живопись. Акварель. Книга.
«ЧЕТЫРЕ ВЗГЛЯДА.
РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. АКВАРЕЛЬ. КНИГА»
В чем сила художника? В его смелости! В несокрушимом стремлении осуществить самое главное – своё, то, что не было сделано раньше и что никто не сможет повторить. Можно повторить прием, манеру, почерк, попробовать вписаться в стиль, но повторить глубоко авторскую, сложившуюся внутри и выстраданную устремленность не под силу никому. Художник – субстанция сложная, формируется долго и непросто. Кто или что на этом непредсказуемом пути оказывает на него влияние отслеживать по большому счету бессмысленно, хотя иногда очень интересно. Искусством движет энергия открывателей, тех, кто идет вперед, не оглядываясь и не боясь оказаться непонятым.
Акварель, рисунок, книга… Геннадия Самойлова. Эти понятия прочно связаны и ожидаемы. Но живопись?! На это нужно было решиться. Не на то, чтобы позволить себе всерьез ею заняться – этой неукротимо надвигавшейся силе противостоять оказалось невозможно. А на то, чтобы вот так, на очередной персональной выставке предъявить полноценную, весомую, сложную и по-самойловски завораживающую Живопись.
Геннадий Самойлов из тех художников, для кого «писать» значит «говорить». Высказывание цельное, емкое, вдохновенное, но по существу – это его способ общения с миром, естественный и вполне органичный способ существования творческого человека, которому всегда есть, что сказать. Точнее – есть, что рассказать, переведя на язык живописи ли, графики то, что станет отражением его мыслей, его чувств, его опыта. Духовный и жизненный опыт – для художника эти сокровища по значимость могут быть сравнимы лишь с талантом. Геннадия Самойлова судьба щедро наделяет и тем и другим.
Энергия порывистого свободного высказывания в сочетании с глубиной и сложностью проработки изобразительного пространства. Это кажущееся противоречие, как жизненно необходимый балансир, лежит в основе творческого процесса и того, что получается в итоге. Природные, но постоянно развиваемые в себе чувство композиции, чувство целого позволяют Геннадию Самойлову свободно управлять формой, выстраивая ее в листе или на холсте, не опасаясь перемен. Тот, кому посчастливилось хоть раз наблюдать за процессом, был ошеломлен. У зрителя есть возможность почувствовать сопричастность, оказавшись внутри выставочного пространства, созданного работами художника и организованного, созвучно его природе.
Рисунок – основа основ искусства, что-либо изображающего. Для Геннадия Самойлова рисунок – это движение его мысли, дыхание руки. Но каким разным может быть его рисунок! Легким, виртуозно исполненным, мастерски сотканным, казалось бы, из ничего, демонстрирующим особый класс живого натурного рисования (серия «Дом. Дерево. Дорога» 2009-11 гг.)Живописно-конструктивным, фантазийно утверждающим натуру в ее облегченной массивности(серия «Старый Иркутск» 1998 г.) Скульптурным, весомым, вылепленным точными ударами пятен цвета из воздушного пространства белого листа (серия «Лица» 2008 г.) Легко и с удовольствием подчиняется материал (карандаш, сангина, уголь, соус, тушь…) идеей вдохновленному движению руки. В работах, нарисованных акварелью или подсвеченных ею, напряженная динамика свободного рисования усиливается тоновым звучанием, обобщая образ, возвышая его над действительностью. Линия, пятно, завораживающая пластика живой изменчивой формы – заданная непредсказуемость, от созерцания которой так трудно оторваться.
Акварель Геннадия Самойлова – высшая марка, знак качества высокой пробы. Акварель невозможно назвать техникой – это какой-то особый вид искусства, который открывает свои тайные возможности только тому, кто относится к ней, как к философии. Взаимоотношения Геннадия Самойлова с акварелью уникальны. Не «подчинение» и не «борьба». Это общение «равных», как бы мистически это не звучало. Акварель Геннадия Самойлова, даже та, что выстраивается графически, остается живописью, по своей сути. Сложный многослойный цвет, пронизанный сиянием белого листа, царственно неудержим в своем движении, которое не прекращается, даже когда работа завершена. Повелевать им может лишь один закон –
закон композиции. Закон можно изучить, а можно как заповедь получить в дар. Мы стали очевидцами как раз такого явления. Акварель Геннадия Самойлова самодостаточна и сильна. Ее место в творчестве художника не займет никто и ничто. Им предстоят еще открытия и свершения. Но настало время расширить привычные горизонты зрительского восприятия. И благородная акварель на время уступила авансцену новой героине…
Живопись. Для художника, который знает «на вкус» как можно управлять цветом, в ожидании рождения формы, знает, как ведет себя при этом тот или иной материал, приход к живописи стал естественным продолжением поисков. Геннадий Самойлов внедрился в живопись страстно, отчаянно, самозабвенно, уйдя с головой в этот мир, постигая его правила и возможности, скрытые и очевидные. И живопись его приняла, позволив ему стать «своим» и называть то, что он делает «своей живописью».
Занимаясь поиском своего живописного языка, Геннадия Самойлов привнес в этот еще недавно новый для себя мир свою индивидуальность – свой стиль, основанный на целостности изобразительного пространства, авторской композиционной завершенности и цветовой многозначительности. Цвет, как отражение внутреннего мира художника меняется, усложняется в процессе работы, поражая сознание зрителя глубиной живописных переживаний автора. Светоносная фактура в живописи художника, которому чужды внешние эффекты, становится одним из главных действующих лиц. Она не просто обогащает, но выстраивает изобразительное пространство, подчиняя его замыслу автора, ставящего перед собой каждый раз новые пластические задачи. Живописные пейзажи Геннадия Самойлова не только не напоминают сами себя, но будучи одухотворены, имеют каждый свое лицо и состояние, очень близкое и понятное человеку. Но не как состояние природы, а как внутреннее состояние человека размышляющего и переживающего. Так сама живопись становится содержанием картины.
Написать картину – задача сверхсложная. Не каждый на это отважится. Тем более, когда речь идет о портрете, да еще о групповом. Но когда тема близка и где-то в подсознании живет уверенность в своих силах – тогда работа состоится. Тему «Человек в мире», «Мир человека» Геннадий Самойлов развивает в своем творчестве последовательно много лет. Он ощущает ее на уровне микровибраций. «Бабушки» и «Внуки» (2016 г.) – две части большого цикла. Тема вечная и очень интересная. Но здесь говорит живопись и литература умолкает. Сдержанные цвета и многосложные тоновые переклички. Полное отсутствие иллюзорности. Сложная живописная поверхность только подчеркивает условность пространства. В основе композиции не статика, но движение – полное динамики и напряжения действие. Образ рождается из самой живописи. Не масштаб – содержание живописи говорит о ее монументальности.
Конструкцию ли изменяющегося цвета или силу живописного воздействия большого цветового пятна («Всадник» 2016 г.) использует художник, создавая свои холсты, – он работает над основной задачей – созданием единого и неповторимого живописного мира.
Художник Геннадий Самойлов идет своим путем. И путь этот столь же индивидуален, сколь непохоже на других то, что он делает в искусстве. Он формирует свое, уникальное творческое пространство, создает свое искусство. Тонкое и глубокое, одухотворенное и интеллектуальное, страстное (чувственное) и интеллигентное, проникнутое ощущением особой внутренней и профессиональной культуры. Качественное и очень цельное в своей многогранности.
В экспозицию войдут живописные произведения, созданные автором за последние два года, рисунок и акварель из серий, хорошо знакомых зрителю и листы, не покидавшие стен мастерской.Книжная графика заняла отдельное выставочное пространство лекционного зала, открывая зрителю «мир книги», созданный автором более чем за 30 лет служения в этой профессии.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА
Идея выделить книжную графику в самостоятельную экспозицию возникла неслучайно. Не из-за излишнего тщеславия автора, и даже не из желания сохранить чистоту жанра. Геннадий Самойлов не считает себя книжным художником, будучи убежден, что этим делом, как, впрочем, и любым другим нужно заниматься постоянно и всерьез. Однако за 30 лет пребывания в профессии им было сделано немало из того, что представляет неподдельный интерес для читателя, зрителя и исследователя.
Поиск нового, поиск своего, внутри или вне сложившихся классических форм – это ли не самое интересное и единственно важное для того, кто рожден художником? И если потребность в новаторстве не оборачивается ловкачеством, а остается неотъемлемой частью естества художника тогда он – смел, безудержен в работе и непобедим. За годы работы в книге Геннадий Самойлов проложил свой путь – вдохновенного профессионала, уверенного в своих силах, мужественно преодолевающего трудности, связанные с утверждением нового. И неизменно настороженность сторонних взглядов сменялась восторгом тех, кто увидел, что может быть и «так» и удивился, почему раньше было иначе. Лишь одно условие – созданный художественный образ должен быть убедительно целостным и вызывать ощущение завершенности.
Началом всему остается глубокое погружение в материал, изучение мельчайших скрытых деталей и понимание того, как можно объединить литературу и изображение. Как сделать их неразрывными компаньонами, не замещающими, но взаимодополняющими друг друга. Создать новое книжное пространство, живое, наполненное движением и звуками, воздухом и светом – вот сверхзадача, которую нельзя не решить. Нужно сделать все, чтобы читатель, взяв в руки книгу, воспринял ее не только как литературный источник, но и как художественный объект.
Рубеж 1980-90-х для Геннадия Самойлова оказался на удивление плодотворным и щедрым на интересные издательские предложения – классическая и современная, русская и зарубежная, детская художественная и образовательная литература. Каждый раз новые задачи и новые выразительные особенности, открывающие художественные возможности, еще не использованные ни самим автором, ни кем-то до него, но органично соответствующие характеру издания.
В процессе поиска стилевого единства литературного и изобразительного языка очень важно, какой материал выберет художник для решения поставленной задачи. Иллюстрации к книге Анри Барбюса «Огонь» (часть дипломной работы) выполнены в технике цинкографии – сложной, максимально обобщающей и усиливающей трагизм зрительского и читательского восприятия. Черные изломанные силуэты мятущихся и страдающих от бессмысленной и противоестественной военной агонии людей выступают из ослепительно белой звенящей тишины, застывая в вечной мольбе о спасении. Но техника осталась бы всего лишь техникой без отточенной живой линии, авторского чувства формы, чувства объема воздушного или сжатого до безвоздушности пространства.
Одним из самых ярких и знаковых проявлений художника Геннадия Самойлова было и остается свободное рисование. Виртуозное, легкое, точное, создающее форму, казалось бы из ничего – из пространства листа, из воздуха. Этому невозможно научить ни в одном институте. Это как личная печать, авторский знак качества, след мысли художника. В работе над трилогией Мориса Дрюона «Конец людей» в качестве главной выразительной «силы» художник заявил линию. И для иллюстраций к главам, и для решения обложки, где рисунок лишь подсвечивается акварелью. Едкая, колючая, беспощадная, линия выхватила, очертила, зафиксировала целую эпоху (в романе – временной промежуток между двумя войнами) испытаний для человеческого духа – «расцвет» человеческих пороков, крушение власти и надежд. Ёмкая, лаконичная или витиевато нагруженная изобразительной экспрессией, дополненная несколькими штрихами или укрытая плотной тональной сетью линия рождает стилистически точные яркие образы, насыщая слово пластической идеей.
Линия Геннадия Самойлова заслуживает отдельного к ней отношения. Жизнь его линии на бумаге преобразует изобразительное пространство в пластически выверенное силовое поле. «Линия» продолжает свой многочастный монолог и в иллюстрациях к сборнику немецких классических эпиграмм, получая иронично-гротесковое развитие. Здесь образы становятся типажами, а за внешним неправдоподобием, и колкой шаржевостью скрывается художественное обобщение, стилистически обоснованное литературным материалом. Средневековый художник становится королем, а просвечивающие сквозь рисунок психологически точные личностные характеристики «знакомых» незнакомцев теряют временную окраску.
Основательность, с которой Геннадий Самойлов подходит к любому делу, в том числе и к работе над будущей книгой не раз удивляла издателей, ожидавших, быть может, более простых решений. Профессионально владея множеством графических техник, автор выбирает ту, которая должна отозваться «словом» художественным. Двухцветная линогравюра в повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» создает мистически – тревожную атмосферу событийных ночей, ослеплённых безжалостным лунным светом. Другие цвета, иная пластика – и та же техника звучит трагично-романтическим эхо в романе Анатолия Левандовского «Потомок Микеланджело». Сочетания цветного карандаша, акварели и тушевой «царапающей» линии, как кадры старой потертой кинопленки, выхватывают из сумрака времени обрывочные картины жизни революционера Роберта Эйхе (Франц Таурин «Верность»). Здесь, как и в других работах художника, нет и намека на сиюминутность происходящего. Тема вновь берется «крупными штрихами» переводя изображение в иную временную категорию. Драматичность восприятия усиливает почти рембрантовское освещение, исполненное в графике.
Создать в книге сказочный мир, в котором хотелось бы оказаться и детям и взрослым. Создать этот мир самому и сделать его непохожим ни на какой другой… Непростые задачи вызывают у Геннадия Самойлова значительно больший интерес, чем те, что понятны и легки. Эпоха «собирается» из мелких деталей, пластика рождается из стилистики текстов и особенностей звучания слов. Колкие линии, резкие очертания, преувеличенная амплитуда жестов, яркие цветовые акценты – все погружается в растушеванное марево цветного карандаша. Каждая полосная иллюстрация обрамляется отдельным картушем, напоминающим средневековый манускрипт. Таким предстает перед читателем сказочный мир немецкого писателя романтика, фантазера Клеменса Брентано («Три волшебные сказки»)
Романтичным водопадом девичьих мечтаний, встречают одна за другой дивные «Сказки фей» баронессы Мари-Катрин Д `Онуа – снискавшей в XVII веке славу автора изысканных салонных сказок. Волшебные птицы и чудесные сады, принцессы в пышных платьях и храбрые принцы, кареты и дворцы – страница за страницей, словно диковинные цветы, раскрывают читателю поочередно чудесные лепестки, приглашая остаться в своем декоративно театральном мире. Изобразительная феерия завораживает богатством и разнообразием цветовых сочетаний, приглушёнными пастельными оттенками, обнимает мягкими очертаниями линий. И, словно в противовес утонченному рококо – занимательная фантазийная литература. Приключения двух знаменитых придуманных персонажей Барона Мюнхгаузена и капитана Врунгеля, настолько известны, что эти герои кажутся реальными. Но как объединить их в одной книге изобразительными средствами? Строгая пластика, сдержанные цвета… и безудержная фантазия в придумывании и построении композиций, в таинственном соотношении «негромких» цветовых пятен. И вот уже читатель держит в руках книгу о приключениях двух аристократов. Это ли не чудеса искусства изобразжения?
Оригинальные решения приходят внезапно. И остановить развитие идеи уже невозможно. «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова получила свое материальное воплощение в монотипии. Интуитивно подобранные цветовые сочетания – отлип – и вот уже виден срез драгоценного камня, в прожилках которого угадываются очертания. Художник кистью вписывает нужное изображение, сочиняя, выстраивая композицию, населяя ее персонажам, обогащая событиями, приглашая читателя стать соавтором. Малахитовая чаша на форзацах, россыпь волшебных заставок, как осколки минералов, превращают книгу в гору самоцветов.
Среди всего, сделанного Геннадием Самойловым в книге, особняком стоит сборник «Славянская мифология» (автор-составитель Людмила Вагурина), выдержавший два издания и сохраняющий популярность, благодаря оригинальности и глубине художественно-поэтического исследования, предпринятого автором литературного материала и, в немалой степени – стилистически верному графическому решению. Создавая графический образ, превращая его в пластический объект, художник помещает его в изобразительную среду, ориентируя в пространстве таким образом, чтобы для читателя стал очевиден смысл сложившихся взаимоотношений объектов (мифических героев, персонажей, явлений) друг с другом и с самим пространством. Будь то пространство изобразительное, книжное или мифологическое. Множество смысловых вариантов тонового и фактурного сочетания черного и белого, стилизация шрифта и орнамента сообщают изображению скульптурную трехмерность. Так графика, осваивая все пространство книжного блока, стремится к наиболее емкому пластическому воплощению образа, с одной стороны и к гармонии во взаимоотношении предмета со средой – с другой, выстраивая тем самым архитектонику книги, превращая ее в «…ларец, наполненный драгоценностями».
«…Ларец, наполненный драгоценностями», такой, по мнению Владимира Фаворского – теоретика книги, педагога и новатора, должна стать книга, сделанная художником. Геннадий Самойлов окончил Московский полиграфический институт (факультет книжной графики), институт, унаследовавший традиции, заложенные Фаворским. Культура пространственного видения, обращенная на поиски целостности в непрерывном взаимодействии среды и предметов, распространяет свое влияние как на метод конструирования книги, книжную, станковую графику, так и на живопись. Книга не стала судьбой Геннадия Самойлова, по большому счету. Художническое начало всегда одерживало верх. Хотелось писать и быть абсолютно свободным в своих поисках. Но, думается, что заняв свое место в творческой судьбе художника, «книга» осталась ему за это благодарна.
Казалось бы дизайн альбомов, связанных темой изобразительного искусства – повод для отдельного разговора. Но то, что делает Геннадий Самойлов в этой сфере, подчинено его творческим устремлениям в полной мере. Традиции и новаторство – балансировать на грани или делать прорывы – каждый раз автор принимает свое, как потом оказывается, единственно верное решение.
Выставочное пространство, вобравшее в себя книжную графику Геннадия Самойлова, художник организовал, ничуть себе не изменив. Наполненное изысканными формами, глубоким смыслом, воздухом и энергетикой автора, оно не может не быть интересным и запоминающимся.
Марина Волощенко
искусствовед
2016 г.
← к списку новостей