21.07.2016
ВЫСТАВКА
«ДУМА О ГОГОЛЕ»
ВЛАДИМИР АНИСИМОВ
(графика).
Владимир Анисимов – один из ведущих графиков Тверского союза художников. Его творчество отличает неожиданное, оригинальное видение мира, индивидуальность графического языка. Художнику свойственна метафоричность и символичность мышления, умение неординарно переосмысливать, как современные течения в искусстве, так и мировые художественные традиции. Художник постоянно находится на пути поиска и эксперимента. Освоив практически все графические техники, заявив о себе как о виртуозном мастере карандашного рисунка, офорта, сухой иглы, он изобретает собственные технические приёмы, часто обращаясь к материалам до него не освоенным, например, офорту на плёнке, бумажному литью.
Владимир Анисимов родился в г. Твери. В 1978 году окончил Тверское художественное училище им. А.Г. Венецианова. Неоднократно, совершенствуя своё мастерство, работал на творческой даче графиков Челюскинская. Он участник творческих симпозиумов и выставок, лауреат Международных биеннале графики «Белые ночи».
Тверскому зрителю Владимир Анисимов известен сериями, выполненными в технике бумажного литья. Бумага в его руках всегда послушна и пластична. Она приобретает новые свойства. Из самой её фактуры прорастают смелые, необычные решения. Большой интерес у любителей искусства и специалистов вызвала, созданная к юбилею Победы, графическая серия «Бегство фашистов из города Калинина», в которой художник постарался раздвинуть рамки происходившего и взглянуть на прошедшее с позиции отдалённого исторического созерцания. Поиски мастера в такой сложной теме оказались глубоки, содержательны и очень индивидуальны.
На открывшейся выставке представлена серия «Дума о Гоголе». Многие известные художники обращались к теме гоголевских произведений. Хорошо известны многочисленные живописные и графические портреты великого писателя, иллюстрации к его произведениям, созданные выдающимися мастерами. Но, пожалуй, впервые современный художник решил обратиться не просто к творчеству Гоголя, а к последним, трагическим годам его жизни, проведённым в Риме, где он сжёг второй том «Мёртвых душ», и где началось преображение его души. Сложный внутренний мир писателя оказался созвучен и понятен художнику. Серия вынашивалась и создавалась долго. Автором была проделана большая предварительная работа. Это не только многочисленные карандашные эскизы и наброски, но и поездка в Рим, чтение, как произведений самого Гоголя, так и лучших исследований о нём, среди которых «Гоголь в жизни» В. Вересаева, «Гоголь и чёрт» Д. Мережковского, «Гоголь в кругу художников» Н. Машковцева, «Выбранные места из переписки с друзьями», письма писателя и т.д. Но весь этот обширный материал послужил лишь импульсом к творческому осмыслению автором великой личности писателя. У художника выработалось особое, личное отношение к гению Гоголя и его взглядам, что и нашло отражение в листах серии. Она по своей структуре многослойна – это и размышления о Гоголе и иллюстрации к его произведениям. Образ самого Гоголя так же двойственен. Он предстаёт перед нами и как величественный гений, и как одинокий, потерянный человек, пытающийся бороться не только с пороками общества, но и с собственной жизнью, стоящий на пороге нравственных и духовных исканий, боящийся смерти, пытающийся поднять давящий на него потолок.
Графические листы серии выполнены в авторской технике мокрого соуса, который, обладая текучестью, способностью к тональной размывке и растяжке, даёт большую свободу в работе и множество возможностей. Эта техника, требующая быстроты воплощения, выявляет тесную связь движения руки художника и его замысла. Поле графических листов не заполнено по краям, что даёт ощущение оттиска. Листы приобретают живописность и внутреннюю подвижность, живое дыхание даже в статичных, замкнутых композициях. Техника мокрого соуса, благодаря тональным вариациям, создаёт иллюзию многоплановых композиций. Они отмечены незаурядным техническим мастерством, имеющим чрезвычайно большое значение для художника, захваченного глубокой образной идеей и стремящегося выразить её как можно более точно. Серии присущи высокая пластическая культура и изящество рисунка. В ней художник выразил обобщённо – философское видение творчества и жизни писателя, включив в серию не только повествование о его жизни в Риме, но и иллюстрации к его известным произведениям. В том, что и как изображает художник, ощутим строгий отбор, организованность материала, переработанного в сознании автора, которая превращает его в художественный образ. Художник даёт Гоголю и его персонажам глубоко индивидуальную трактовку. В них явно просматривается его собственный, очень напряжённый образный мир, лишь откликающийся по законам какого-то душевного резонанса на мир Гоголя. Конечно же – эта тема самопознания искусства, стремление осознать мир и себя в нём одновременно изнутри и снаружи. Все образы, созданные художником, драматичны, несмотря на гротеск и иронию в трактовке персонажей, свойственную и самому Гоголю. Сдержанная экспрессия начальных листов постепенно становится более открытой и нервной, драматическое напряжение выходит наружу, выражаясь в остроте жеста и мимике, в свободе деформации, в контрастах тона и динамике кисти. В каждом листе магия аскетичных чёрно - белых, часто контрастных по силе наполнения или прозрачности движений цвета. Композиции заключены в тесное пространство интерьеров, напоминающих деревенскую избу или аристократический салон. Пространственные и цветовые решения отражают богатый и сложный мир, сконцентрированное эмоциональное напряжение сюжетов. В каждый лист серии включён текст, отрывок из письма или произведения. Текст несёт двойную нагрузку, объясняя изображение и являясь частью композиции. Концептуалист по природе и по призванию, Владимир Анисимов потрясающе сочетает глубину смысла и острую выразительность образов. Идейная и образно – пластическая структуры у него всегда равнозначны. В инобытии, которое изображает художник, поведение персонажей оправдано, ведь здесь всё может быть не только иначе, чем в жизни, но и противоположным реальности. Автор прибегает к стилизации и деформации фигур, и они - суть формулы и варианты типов, действующих в зоне сюжетного повествования. Во всех представленных листах серии прослеживается умение автора обобщёнными пластическими средствами создавать образы, выражающие глубокий смысл бытия. Творческий поиск Владимира Анисимова определяется авторским темпераментом и логикой процесса его внутреннего развития, стремлением найти пластическое выражение образов, отражающих извечное представление о человеке и его духовных исканиях. Эти работы завораживают, делая зрителя участником творческого процесса.
Искусство Владимира Анисимова отмечено творческой оригинальностью авторского подхода. Его отличает строгость, философичность и изысканность эстетического вкуса.
М.А. Сафонова, искусствовед, член «СХР».
Гоголь и чёрт. Бумага, соус.
Потолок опускается. Бумага, соус.
Восхождение. Бумага, соус.
Гоголь и Иван Никифорович. Илюстрация к "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Бумага, соус.
Сон как нос, или нос как сон. Бумага, соус.
Разговор с невестой. Иллюстрация к рассказу Н.Гоголя "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка". Бумага, соус.
Капитолийская волчица. Бумага, соус.
Спагетти. Бумага, соус.
Неожиданные гости. Бумага, соус.
← к списку новостей