Выставка произведений художника Евгения Царёва (1947-2011) «ЖИВОПИСЬ».
11.11.2013

Выставка состоялась 15 августа 2013 г.  по адресу: г.Тверь, ул.Советская, д.54, малый выставочный зал Тверского городского музейно-выставочного центра (2-й этаж). 

Она приурочена к дням памяти известного тверского живописца. В экспозицию вошло более 50-ти живописных произведений, созданных в разные годы, что позволяет увидеть путь поисков и широкий срез творчества мастера. Замечательный человек, очень талантливый художник Евгений Викторович Царев ушел из жизни в 2011 году. Многие годы он был членом Тверского регионального отделения Союза художников России, неизменным участником выставок, на которых его неординарные произведения всегда  привлекали внимание зрителей и специалистов. Евгения Царёва всегда отличала тяга к универсализму. Она вызревала в недрах его творческих поисков и устремлений.  Он работал в декоративном искусстве с металлом, костью, деревом, в мелкой пластике, освоил графические техники, много занимался живописью. Его независимое, очень индивидуальное толкование современного мира никого не оставляло равнодушным. Евгений Царёв всегда был свободен от официальных установок и мнений окружающих. Это помогало ему сохранять  себя, никогда и ни при каких обстоятельствах не изменять своему личному ощущению жизни, своей философии и своим, найденным за годы работы живописным приемам. И это неизменно вызывало искреннее уважение коллег. Евгений Царёв принадлежит поколению, вступившему в художественную жизнь в конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда вопреки существующим общественным установкам и иллюзиям, формировалось новое мировоззрение, в котором всё сильнее звучала индивидуальная авторская интонация, основанная на личной художественной концепции. «Новое романтическое» мышление и стало основой живописного творчества Евгения Царёва. Романтическая концепция  определяла в его творчестве особую роль воображения. Своими произведениями художник доказывал, что мир становится всё более субъективным, и сегодня может существовать много вариантов его прочтения. Вымысел автора отсылает зрителя к реальности, часто окрашенной в его произведениях поэтикой сновидения.

Евгений Царёв родился 1 января 1947 года. Детство художника прошло в тверской деревне Бурашево недалеко от известного имения Домотканово, куда мальчиком убегал будущий художник, чтобы там рисовать и наблюдать природу. Детские воспоминания, казалось забытые, ожили в его работах  через много лет. Детство помогло художнику сохранить в подсознании энергию добра, тайны и красоты. Учёба в Абрамцевском училище позволила Евгению Царёву не только получить замечательную профессиональную подготовку, но и познакомиться с различными художественными течениями, с достижениями современных мастеров, с русскими и европейскими художественными традициями. В это время он глубоко изучал русское народное искусство. В работах народных мастеров его привлекал отказ от натуралистического правдоподобия, стремление выразить не внешнюю форму, а внутреннее сущностное начало, наивность и идилличность образного мышления. Органичная причастность декоративному и народному искусству с их метафорической, символической поэтикой, обобщённостью и вариативностью пластических форм, свободой цветовых сочетаний нашло в последствие выражение в его живописных произведениях. Постепенно складывалась его индивидуальная манера письма - утонченная, с усложненной образной структурой. С её помощью он создавал свою вселенную, в которой всегда чувствовалось дыхание чуда. В его сложных, многозначных  картинах смыслы, как правило, не следуют один за другим, хотя у каждого персонажа есть своё собственное место в композиции. Смыслы сплетаются, отражая сложную канву сюжета, и могут быть прочтены все вместе. Но при этом, его картины можно выстроить в один ряд и получить нескончаемую фреску, где отдельные сюжеты взаимосвязаны и являются, как началом, так и продолжением друг друга. Образному строю картин соответствует смешанная техника: масло, темпера, акварель. Своеобразие работ Евгения Царёва заключается в органичном соединении элементов живописи и графики. Художественный язык его произведений сложен. Он и живописен, и графичен одновременно. Его произведения построены по законам живописи, с присущими ей масштабностью и картинностью изображения, тональной и декоративной разработкой цвета. Как график Царёв свободно сочетает разные части композиции с большим количеством предметов, фигур и деталей. Природа, люди, звери – все равнозначно, одинаково важно для художника. Он создаёт особое пространство, смело нарушая привычные представления о нём, смещая оси координат, совмещая противоположности, сопоставляя несопоставимое. В одном полотне ему удавалось показать сразу прошлое и настоящее. Он создал новую картину, запечатлевшую проекцию жизни сознания. Язык Царёва требует усилий в понимании, и по мере таких усилий постигается сложный смысл сюжетики его произведений. В его работах обычные, бытовые вещи приобретали космический смысл, жизнь переходила из бытовых категорий в бытийные. Евгений Царёв был скромным, интеллигентным человеком, умевшим любить жизнь и людей, человеком, полностью погруженным в творчество. Когда уходят такие люди, жизнь становится пресной и скучной. Он не имел высоких наград и званий, но какими смешными и незначительными кажутся все награды и звания сегодня, перед лицом вечности и перед лицом его удивительного, уникального искусства, которое никогда не перестанет волновать и восхищать зрителей. Не всегда и не всем сразу было понятно то, о чем он говорил, но своим творчеством художник старался  заставить нас думать по - иному, отказаться от привычных мыслей и понятий. И главное, самое главное, Евгений Царёв был внутренне свободным человеком. Он никогда не притворялся. Ему были свойственны сомнения, как всякому настоящему художнику. Он умел непосредственно, по - детски искренне удивляться и радоваться мельчайшим, но значительным для мастера проявлениям жизни, что и позволяло легче переносить все жизненные трудности.       М.А. Сафонова, искусствовед, член «СХР».

 

← к списку новостей