11.11.2013
Выставка состоялась 15 августа 2013 г. по адресу: г.Тверь,
ул.Советская, д.54, малый выставочный зал Тверского городского музейно-выставочного
центра (2-й этаж).
Она
приурочена к дням памяти известного тверского живописца. В экспозицию вошло
более 50-ти живописных произведений, созданных в разные годы, что позволяет
увидеть путь поисков и широкий срез творчества мастера. Замечательный человек,
очень талантливый художник Евгений Викторович Царев ушел из жизни в 2011 году. Многие годы он был
членом Тверского регионального отделения Союза художников России, неизменным
участником выставок, на которых его неординарные произведения всегда привлекали внимание зрителей и специалистов. Евгения
Царёва всегда отличала тяга к универсализму. Она вызревала в недрах его
творческих поисков и устремлений. Он
работал в декоративном искусстве с металлом, костью, деревом, в мелкой
пластике, освоил графические техники, много занимался живописью. Его независимое, очень
индивидуальное толкование современного мира никого не оставляло равнодушным.
Евгений Царёв всегда был свободен от официальных установок и мнений окружающих.
Это помогало ему сохранять себя, никогда
и ни при каких обстоятельствах не изменять своему личному ощущению жизни, своей
философии и своим, найденным за годы работы живописным приемам. И это неизменно
вызывало искреннее уважение коллег. Евгений Царёв принадлежит поколению,
вступившему в художественную жизнь в конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда
вопреки существующим общественным установкам и иллюзиям, формировалось новое
мировоззрение, в котором всё сильнее звучала индивидуальная авторская
интонация, основанная на личной художественной концепции. «Новое романтическое»
мышление и стало основой живописного творчества Евгения Царёва. Романтическая
концепция определяла в его творчестве
особую роль воображения. Своими произведениями художник доказывал, что мир
становится всё более субъективным, и сегодня может существовать много вариантов
его прочтения.
Вымысел автора отсылает зрителя к реальности, часто окрашенной в его
произведениях поэтикой сновидения.
Евгений Царёв родился 1 января 1947 года. Детство художника
прошло в тверской деревне Бурашево недалеко от известного имения Домотканово,
куда мальчиком убегал будущий художник, чтобы там рисовать и наблюдать природу.
Детские воспоминания, казалось забытые, ожили в его работах через много лет. Детство помогло художнику
сохранить в подсознании энергию добра, тайны и красоты. Учёба в Абрамцевском
училище позволила Евгению Царёву не только получить замечательную
профессиональную подготовку, но и познакомиться с различными художественными
течениями, с достижениями современных мастеров, с русскими и европейскими
художественными традициями. В это время он глубоко изучал русское народное
искусство. В работах народных мастеров его привлекал отказ от
натуралистического правдоподобия, стремление выразить не внешнюю форму, а
внутреннее сущностное начало, наивность и идилличность образного мышления.
Органичная причастность декоративному и народному искусству с их метафорической,
символической поэтикой, обобщённостью и вариативностью пластических форм,
свободой цветовых сочетаний нашло в последствие выражение в его живописных
произведениях. Постепенно складывалась его индивидуальная манера письма - утонченная, с усложненной образной структурой. С её
помощью он создавал
свою вселенную, в которой всегда
чувствовалось дыхание чуда. В его сложных, многозначных картинах смыслы, как правило, не следуют один за
другим, хотя у каждого персонажа есть своё собственное место в композиции.
Смыслы сплетаются, отражая сложную канву сюжета, и могут быть прочтены все
вместе. Но при этом, его картины можно выстроить в один ряд и получить
нескончаемую фреску, где отдельные сюжеты взаимосвязаны и являются, как
началом, так и продолжением друг друга. Образному
строю картин соответствует смешанная техника: масло, темпера, акварель.
Своеобразие работ Евгения Царёва заключается в органичном соединении элементов
живописи и графики. Художественный язык его произведений сложен. Он и
живописен, и графичен одновременно. Его произведения построены по законам
живописи, с присущими ей масштабностью и картинностью изображения, тональной и
декоративной разработкой цвета. Как график Царёв свободно сочетает разные части
композиции с большим количеством предметов, фигур и деталей. Природа, люди, звери – все
равнозначно, одинаково важно для художника. Он создаёт особое пространство,
смело нарушая привычные представления о нём, смещая оси координат, совмещая
противоположности, сопоставляя несопоставимое. В одном полотне ему удавалось
показать сразу прошлое и настоящее. Он создал новую картину, запечатлевшую
проекцию жизни сознания. Язык Царёва требует усилий в понимании, и по мере
таких усилий постигается сложный смысл сюжетики его произведений. В
его работах обычные, бытовые вещи приобретали космический смысл, жизнь
переходила из бытовых категорий в бытийные. Евгений Царёв был скромным,
интеллигентным человеком, умевшим любить жизнь и людей, человеком, полностью
погруженным в творчество. Когда уходят такие люди, жизнь становится пресной и
скучной. Он не имел высоких наград и званий, но какими смешными и
незначительными кажутся все награды и звания сегодня, перед лицом вечности и
перед лицом его удивительного, уникального искусства, которое никогда не
перестанет волновать и восхищать зрителей.
Не
всегда и не всем сразу было понятно то, о чем он говорил, но своим творчеством
художник старался заставить нас думать
по - иному, отказаться от привычных мыслей и понятий. И главное, самое главное,
Евгений Царёв был внутренне свободным человеком. Он никогда не притворялся. Ему были свойственны сомнения, как всякому
настоящему художнику. Он умел непосредственно, по - детски искренне удивляться
и радоваться мельчайшим, но значительным для мастера проявлениям жизни, что и
позволяло легче переносить все жизненные трудности. М.А.
Сафонова, искусствовед, член «СХР».
← к списку новостей