09.05.2023
10 мая мы вспоминаем графика, живописца Юрия
Евгеньевича Саломахина.
Юрий Евгеньевич принадлежит к тому поколению,
становление и жизнь которого всецело связаны с советской эпохой. Художник
родился 10 мая 1933 года в Казахстане. Детство и юность провел на берегу
Аральского моря, ныне превратившегося в пустыню. В 1956-м обосновался в столице
Киргизии Фрунзе (ныне Бишкек) и поступил в художественное училище, однако
закончить обучение не удалось. «Не до того было: семья, дети», — вспоминал
художник. Тридцать шесть лет, с 1960-го по 1996-й, Юрий Саломахин проработал в
Художественном фонде СССР, выполнял оформительские работы и много ездил по
Средней Азии. Постоянно совершенствовал свое мастерство на пленэре, занимался в
художественных студиях, увлеченно осваивал различные техники печатной графики и
даже стажировался в Москве, дружил и творчески общался со многими известными
художниками, принимавшими активное участие в становлении изобразительного
искусства Киргизии.
С 1965 года Юрий Саломахин постоянный участник
республиканских художественных выставок, с 1978-го — всесоюзных. С 1997 года
член Союза художников Кыргызстана.
В 2004 году в связи с ростом в Киргизии
националистических настроений Юрий Евгеньевич принял решение вернуться на
историческую родину в Россию. Обосновался в Калязине, древнем маленьком городе с
непривычным для Саломахина климатом среднерусской полосы, стал преподавать в
художественной школе, неукоснительно следуя принципу учить только словом,
никогда не корректируя карандашом или кистью работу ученика.
Произведения Юрия Саломахина разнообразны и по
технике, и по стилистике, а манера исполнения зависит от настроения и
материала. Автору были интересны и реалистический метод, и условные
декоративные решения, побуждающие зрителя домысливать и фантазировать вслед за
художником. Юрий Евгеньевич не скрывал, что прожив на тверской земле
четырнадцать лет и найдя свои места
для вдохновения, в мыслях он все еще оставался на востоке. И это ощутимо в его
произведениях. В них всегда царит дух уважения к старине: православные храмы по
своей мощи и незыблемости вторят древней восточной архитектуре, а раскидистые
деревья, как почтенные аксакалы, ветвями «оплетают» работы затейливыми
орнаментальными ритмами. И всегда за внешним вневременным спокойствием таится
«зыбкая» текстура, создающая внутреннюю драматургию образов.
До конца своих дней Юрий Евгеньевич был полон
творческих замыслов. 85-летие отметил большой персональной выставкой, прошедшей
в июне в Тверском городском музейно-выставочном центре. На ее открытии царила
удивительно теплая атмосфера, коллеги и ученики сказали много искренних и
теплых слов в адрес виновника торжества, а он, несмотря на тяжелую болезнь, был
как всегда умиротворен, задумчив, трогательно скромен, преисполнен тихой
радости и глубокой благодарности всем за все.
Юрий Евгеньевич Саломахин ушел из жизни 2 октября 2018
года, он похоронен на кладбище в Носатово под
Калязиным.
Правление
Тверского областного отделения
Союза художников России
Нерль. Пейзаж с мостком. 2015 г. Х., м. 78х85.
Апрель на дворе. 2014 г. Х., м. 62х75.
Осень буйная. 2014 г. Х., м. 71х86.
На джайлоо. 2008 г. Х., м. 50х60.
Чаепитие у хауза. 1999 г. Х., м. 100х85.
Осень. Село Нерль. 2012 г. Орг., масляная пастель, соус. 60х75.
Сельская дорога. 1997 г. Б., масляная пастель. 45х60.
Ночная Хива. 1981 г. Б., автолитография. 36х46.
В литографской мастерской. 1985 г. Б., автолитография. 50х45,5.
Ночной Ичан-Кала. 1979 г. Б., офорт, акватинта. 32х22.
← к списку новостей