C 15 марта по 21 апреля 2019 г. - выставка заслуженного художника России Геннадия Самойлова
22.02.2019

 

 

 

«…За каждым найденным образом кроется другой, который ближе к реальности, за ним – ещё один, затем – ещё и так далее, до самого подлинного образа той бесконечной реальности, увидеть которую не дано никому…»

Микела́нджелоАнтонио́ни 

  

ПОРТРЕТ. Такое привычное и, кажется, вполне конкретное слово, определение, понятие. Но каждый из нас, в любом произведении искусства, которое сочтёт портретом, всегда будет искать что-то близкое и важное для себя. А всё, о чём по-настоящему когда-нибудь захочет поговорить Искусство, неизменно, будет связано с нами, всё это будет о нас и всё это будем Мы. Поскольку есть только одна главная тема, действительно интересная человеку – сам «Человек».

Геннадий Самойлов живет этой темой много лет, воспринимая её как повод для исследования, которому, к счастью, нет конца. Есть только глубокое погружение в зачарованный мир пластических преображений, где Художник – то ли Творец, то ли Дитя, получившее в дар шкатулку с драгоценностями. В мерцании их граней невозможно различить где заканчивается радость обретения новых смыслов и посвящения в тайные свойства материала и начинается восторг полёта, в предчувствии рождения образа.

«Тип. Характер. Образ» – одно из рабочих названий выставки. Обозначив для себя самого, её содержание Автор даётточный шифр, ёмкое и объёмное определение портрета как жанра, как философии, как объекта творческого поиска. В предлагаемых художником обстоятельствах продолжают свой вечный поединок реализм и условность. Включая зрителя в свой напряжённый диалог, они воплощаются, то в традиционном хара́ктерномпортретном рисовании, то в живописно-графическом знаке, напоминающем о живой форме, а то принимая очертания знакомых незнакомцев, выступающих из небытия.

Изображение на плоскости не в силах передать психологию человека. А способность видеть и создавать характер «в образе», наделяя его особым смыслом, для художника качество очень редкое. В натурных рисунках Геннадия Самойлова взгляды людей обращены одновременно внутрь себя и в задумчиво-мечтательное «вне», привнося в образ возвышенную отстранённость, подобную той, что есть в архаичной древнегреческой скульптуре, в портретах Рембрандта и Серова.

Эта же отстранённость, обернувшись горделивой пластической мощью, вдыхает жизнь в образы, рожденные фантазией художника и обретающие теперь «объём», «вес», сдержанную экспрессию и непредсказуемую стать (серия картонов «Свои и Другие» 2017-2019). Но в основе фантазии не одни лишь воображение и интуиция. Опыт художника и человека, несчётное множество накопленных за годы набросков и самостоятельных натурных рисунков, внимание к неожиданным деталям… позволяют автору превращать подмеченные им типы человеческого поведения, характеров, взглядов… не в стереотипы, но в образы. А мимолётно узнаваемые или прочно засевшие в нашем подсознании черты он с лёгкостью переводит почти в иероглиф – в знак движения, эмоции, отношений (серия «Тихая игра»2011).

Художник, в очередной раз, осуществляет смелый переход из Графики в Живопись...и обратно. Настоящему Мастеру неведомы границы. Он рисует акварелью и сухой кистью, пишет Фреску... маслом на картоне, процарапывает поверхность иглой и тростниковой палочкой, находит новые – свои – сочетания техник и материалов. Но всё это – не для достижения спецэффектов, а для обнаружения Её Величества ФОРМЫ. Образы рождаются на глазах, удивляя непостижимостью того, как можно линией, пятном, штрихом и скупым цветом "прорвать" пространство, вдохнуть жизнь в то, что еще несколько минут назад было плоским серым картоном...

"Традиции и новаторство" – как тесно и скучно Геннадию Самойлову внутри этого штампа! Рисовать, писать, мыслить возвышенной пластикой для него, как дышать... творя и играя... От античности до современности, от гиперреализма до абстракции, от правдоподобия до гротеска. Диапазон художнических интересов и возможностей определяет степень свободы, которая позволяет автору не «воспроизводить», но «сочинять». Даёт любой его фантазии убедительный шанс состояться.

Над выставкой, получившей в итоге название "СВОИ и ДРУГИЕ" Геннадий Самойлов работал последние два года и…10, 20, 30… лет, а может быть … всю жизнь, что была до этого. Неисчерпаемость Темы вдохновляет не только продолжать, но и время от времени высказываться. Это полноценное художественное высказывание для автора – лишь небольшая пауза. Возможность показать и увидеть, оценить самому масштаб и качество сделанного. В другом формате.

«СВОИ и ДРУГИЕ» – это противостояние и единство одновременно. Его значение лежит далеко за пределами «Далеких и Близких», «Своих и Чужих» ...  Автор не демонстрирует идейных предпочтений, скорее показывает амплитуду личных и творческих интересов. Проявляет диапазон профессиональных возможностей, задействованных им для решения конкретных художественных задач. Он не повествует и не дает ключей для ответов. Он оставляет Тему открытой: «где Свои?», «кто Другие?», «куда идёт «Несущий облако»?» …

В пространстве новой выставки Геннадия Самолова всё «живет», «звучит» и «движется», подчиняясь главной авторской Идее – уловить, зафиксировать, преобразить мысль, движение, эмоции, мечты тех, кто рождены «... по образу и подобию». Это становится подвластным Тому, кто видит в каждом будущем портрете художественное произведение, которое должно быть им создано, Образуподобно…

Марина Волощенко
искусствовед

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


← к списку новостей