22.02.2019
«…За каждым найденным образом
кроется другой, который ближе к реальности, за ним – ещё один, затем – ещё и
так далее, до самого подлинного образа той бесконечной реальности, увидеть
которую не дано никому…»
Микела́нджелоАнтонио́ни
ПОРТРЕТ. Такое привычное и,
кажется, вполне конкретное слово, определение, понятие. Но каждый из нас, в
любом произведении искусства, которое сочтёт портретом, всегда будет искать
что-то близкое и важное для себя. А всё, о чём по-настоящему когда-нибудь
захочет поговорить Искусство,
неизменно, будет связано с нами, всё это будет о нас и всё это будем Мы.
Поскольку есть только одна главная тема, действительно интересная человеку –
сам «Человек».
Геннадий Самойлов живет этой
темой много лет, воспринимая её как повод для исследования, которому, к
счастью, нет конца. Есть только глубокое погружение в зачарованный мир
пластических преображений, где Художник – то ли Творец, то ли Дитя, получившее
в дар шкатулку с драгоценностями. В мерцании их граней невозможно различить где
заканчивается радость обретения новых смыслов и посвящения в тайные свойства
материала и начинается восторг полёта, в предчувствии
рождения образа.
«Тип. Характер. Образ» – одно
из рабочих названий выставки. Обозначив для себя самого, её содержание Автор
даётточный шифр, ёмкое и объёмное определение портрета как жанра, как
философии, как объекта творческого поиска. В предлагаемых художником
обстоятельствах продолжают свой вечный поединок реализм и условность.
Включая зрителя в свой напряжённый диалог, они воплощаются, то в традиционном хара́ктерномпортретном рисовании, то в
живописно-графическом знаке, напоминающем о живой форме, а то принимая
очертания знакомых незнакомцев, выступающих из
небытия.
Изображение
на плоскости не в силах передать психологию человека. А способность видеть и
создавать характер «в образе», наделяя его особым смыслом, для художника
качество очень редкое. В натурных рисунках Геннадия Самойлова взгляды людей
обращены одновременно внутрь себя и в задумчиво-мечтательное «вне», привнося в
образ возвышенную отстранённость, подобную той, что есть в архаичной
древнегреческой скульптуре, в портретах Рембрандта и Серова.
Эта же отстранённость,
обернувшись горделивой пластической мощью, вдыхает жизнь в образы, рожденные
фантазией художника и обретающие теперь «объём», «вес», сдержанную экспрессию и
непредсказуемую стать (серия картонов «Свои и Другие» 2017-2019). Но в
основе фантазии не одни лишь воображение и интуиция. Опыт художника и человека,
несчётное множество накопленных за годы набросков и самостоятельных натурных
рисунков, внимание к неожиданным деталям… позволяют автору превращать
подмеченные им типы человеческого поведения, характеров, взглядов… не в
стереотипы, но в образы. А мимолётно узнаваемые или прочно засевшие в нашем подсознании
черты он с лёгкостью переводит почти в иероглиф – в знак движения, эмоции,
отношений (серия «Тихая игра»2011).
Художник, в очередной раз,
осуществляет смелый переход из Графики в Живопись...и обратно. Настоящему Мастеру неведомы границы. Он рисует акварелью и сухой кистью, пишет
Фреску... маслом
на картоне, процарапывает поверхность иглой и тростниковой палочкой,
находит новые – свои –
сочетания техник и материалов. Но всё это – не для достижения спецэффектов, а
для обнаружения Её Величества ФОРМЫ. Образы рождаются на
глазах, удивляя непостижимостью того, как можно линией, пятном, штрихом и скупым цветом "прорвать" пространство,
вдохнуть жизнь в то, что еще несколько минут назад было плоским серым
картоном...
"Традиции и
новаторство" – как тесно и скучно Геннадию Самойлову внутри этого штампа!
Рисовать, писать, мыслить возвышенной пластикой для него, как дышать... творя и
играя... От античности до современности, от гиперреализма до абстракции, от
правдоподобия до гротеска. Диапазон художнических интересов и возможностей
определяет степень свободы, которая позволяет автору не «воспроизводить», но
«сочинять». Даёт любой его фантазии убедительный шанс состояться.
Над выставкой, получившей в
итоге название "СВОИ и ДРУГИЕ" Геннадий Самойлов работал последние
два года и…10, 20, 30… лет, а может быть … всю жизнь, что была до этого.
Неисчерпаемость Темы вдохновляет не только продолжать, но и время от времени
высказываться. Это полноценное художественное
высказывание для автора – лишь небольшая пауза. Возможность показать и
увидеть, оценить самому масштаб и качество сделанного. В другом формате.
«СВОИ и ДРУГИЕ» – это
противостояние и единство одновременно. Его значение лежит далеко за пределами
«Далеких и Близких», «Своих и Чужих» ...
Автор не демонстрирует идейных предпочтений, скорее показывает амплитуду
личных и творческих интересов. Проявляет диапазон профессиональных
возможностей, задействованных им для решения конкретных художественных задач.
Он не повествует и не дает ключей для ответов. Он оставляет Тему открытой: «где
Свои?», «кто Другие?», «куда идёт «Несущий облако»?» …
В пространстве новой выставки
Геннадия Самолова всё «живет», «звучит» и «движется», подчиняясь главной авторской
Идее – уловить, зафиксировать, преобразить мысль, движение, эмоции, мечты тех,
кто рождены «... по образу и подобию».
Это становится подвластным Тому, кто видит в каждом будущем портрете
художественное произведение, которое должно быть им создано, Образуподобно…
Марина Волощенко
искусствовед
2019
← к списку новостей