13 января 2017 г. состоялось открытие художественной выставки заслуженного художника России Геннадия Самойлова "ХАРМС. ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ"
28.12.2016

 13 января 2017 г. в 16-00 состоялось открытие выставкив малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра (г. Тверь, ул. Советская, 54). Выставка продлится до 12 февраля 2017 г.

 

 

ГЕННАДИЙ САМОЙЛОВ

Заслуженный художник России

 

«ХАРМС. ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ»

Графика. Живопись. Объекты.

 

13 января – 12 февраля

 

«…Лови момент!…»

(Даниил Хармс) 

      Рождение образа. Что может быть более мучительным, и возвышенным в искусстве? Возможно, лишь неутолимость мечты человека о свободе. Но как только мечта становится потребностью, без которой невозможно дышать, – разрушаются каноны и происходят прорывы, которые меняют всё, позволяя открытиям свершиться.

     Стать свидетелем художественного открытия – это ли не мечта искушенного зрителя? Линия, пятно, завораживающая пластика живой изменчивой формы – заданная непредсказуемость,  в  которой   нет   провокации. Лишь приглашение включиться в игру. Изобразительное ЛицеДейство, карнавал, буффонада, но без подлога и ложного фиглярства. Художественное исследование внутренней природы игры, в которую вовлечены все мы, осознанно или нет. Лица, характеры, типажи – шуты и городские сумасшедшие, важные особы и заносчивые хамы, печальные барышни и нелепые влюбленные – все вовлечены в замкнутый круг вечных взаимоотношений. Теряет значение время. Это всё – Мы. Сто, двести лет назад, сейчас, спустя тысячелетия. Мы узнаём себя в лицах древнегреческих философов, в персонажах commedia dell'arte, в силуэтах таинственных гигантов с острова Пасхи; в героях Булгакова, Чехова и Распэ. Становясь участниками представления, перипетии которого нам хорошо известны, мы принимаем предложение художника взглянуть на это действо со стороны. Так мы превращаемся в соавторов культурного исследования, которое делает возможным выход за границы ожидаемого.

     «Мир Человека. Человек в безграничном множестве своих проявлений» – для Геннадия Самойлова эта тема давно стала сверхидеей. Художник ощущает её на уровне микровибраций и развивает в своем творчестве не один десяток лет, формируя свой «кристалл времени», сквозь призму которого перемены живой архитектоники лица человека различимы и узнаваемы.

     Психологические наблюдения, философские размышления и даже художнический опыт, сплавляясь воедино, уступают той движущей силе, которой невозможно противостоять, которая формирует художника, являясь его духовной основой. Чувство формы и пространства, искусное владение линией остаются самыми яркими, знаковыми проявлениями художника Геннадия Самойлова. Свободное рисование – виртуозное, легкое, точное, создающее форму казалось бы из ничего – из пространства листа, из воздуха, звучит оттиском его мысли, его личной печатью, авторским знаком качества. Линия Геннадия Самойлова заслуживает отдельного к ней отношения. Жизнь его линии на бумаге преобразует изобразительное пространство в пластически выверенное силовое поле.

     В новой серии работ линия продолжает вести исключительную партию, подчиняя своей воле сдержанное цветовое многоголосие. Её пульс наполняет жизненным ритмом изобразительную среду, превращая гротесковые образы в пластические объекты, наделяя их персональными чертами и характеристиками или превращая в типажи, за внешним неправдоподобием и колкой шаржевостью которых скрывается художественное обобщение. Их живая иероглифическая знаковость художественна по сути. Изобретенная автором техника (ламинированный картон, масляная краска) даёт ему неограниченные возможности для проявления энергии порывистого свободного высказывания и при необходимости управления ею. Это усиливает внутреннюю драматургию, удерживает в постоянном напряжении изобразительный нерв, наполняя композицию линейной и сложной цветовой динамикой, переводя бессознательное на язык свободной пластики. Образы вырастают из самой живописной графики, приобретая скульптурную весомость и фресковое звучание одновременно.

     Очертания тех образов, что сейчас поражают глубиной психологических наблюдений, точностью авторского глаза и уверенностью руки, проступали едва заметно или более отчетливо уже в ранних работах Геннадия Самойлова. В рисунках и офортах, акварельных портретах (рисованных и живописных), жанровых композициях и даже в пейзажах – с активным конструктивным звучанием (цикл «Архитектоника деревни» 2002-10гг.), которые по сути часто становились «портретами»  ландшафтных мотивов. Конечно, особую роль сыграла работа Геннадия Самойлова в книжной графике, где неизменно в качестве главной выразительной силы художник заявлял линию: едкая, колючая, ёмкая и лаконичная, иногда подсвеченная акварелью, беспощадно выхватывающая время, эпоху через характеры и типы людей её создающих (трилогия Мориса Дрюона «Конец людей»1992г.). Экспрессивная, виртуозно переводящая иронию в гротеск, создающая стилистически точные образы (иллюстрации к сборнику немецких классических эпиграмм 2014 г.). Острая, уверенно организующая строгую пластику феерично-фантазийных композиций («Приключениях Барона Мюнхгаузена»1992 г.).

     Пластически выверенная, живая линия, авторское чувство формы, объема воздушного или сжатого до безвоздушности пространства позволили художнику экспрессией силуэта выразить трагизм (Иллюстрации к книге Анри Барбюса «Огонь»1988г.) и перевести в изобразительную условно–знаковую категорию философию равновесия добра и зла (сборник «Славянская мифология»1998г.). Типология графических образов стала стилистической  и  смысловой  основой,  получившей  дальнейшее  развитие  в  цикле «Лица-маски» ( 2010 г.) и серии «Тихая игра» (2009-2011гг.), где мимолетно узнаваемые архетипические черты сплавляются в одухотворенный остов – живую Идею (Лик др. греч).

     Так, от рисунка – к книге, от акварели – к живописи, от серии – к циклу последовательно и неуклонно Геннадий Самойлов продолжает выводить свой изобразительный  код, не отягощая при этом образы пафосом прикосновения к тайнам «неведомого» и «невидимого».

 

«…Меня интересует только «чушь»;

только то, что не имеет никакого практического смысла.

Меня интересует жизнь только в своём нелепом проявлении…»

(Даниил Хармс)

 

     ОНИ СОВПАЛИ – ХУДОЖНИК И ПОЭТ. Не во времени – в пространстве, где рождается искусство. Виртуозно управляя смыслами, через пластику слова и изображения, они создают новые формы, утверждая каждый свою, но созвучную друг другу эстетику, интересную и близкую тем, кому посвящены их творческие размышления и поиски, кому довелось не раз испытать нестерпимую жажду свободы.

     Непостижимый. Неистовый. Трагический. Гротесковый. Восхитительный ХАРМС возник, казалось бы, из ниоткуда, как идея – внезапно и неотвратимо. Геннадий Самойлов не ставил перед собой цель делать иллюстрации к произведениям русского «гения абсурда». Он просто продолжал работать над своей темой, продолжал сочинять образы. Знакомые незнакомцы выступали из глубины листа, движимые ведомой только им энергией. Автор позволил  себе «себя отпустить» – не планировать, не давать разуму и опыту довлеть над вдохновением. Это может себе позволить только мастер, осознающий свою силу, готовый испытать мощь величайшей из иллюзий – иллюзии свободы творчества.

      Ироничность, способность органично существовать и мыслить в пространстве игры, как часть натуры художника, позволяют ему особенно остро чувствовать бессмыслицу происходящего. Линия и пятно, движимые эстетикой абсурда и сами её формирующие, становятся смысловым, энергетически заряженным ядром уникальной авторской техники.

 

«…Я внезапно растворилось.

                                                                 Я дыра в стене домов.

       Сквозь меня душа пролилась,

            Я форточка возвышенных умов»

                                                          (Даниил Хармс. Окно)

 

     Хармс у каждого свой. Он возник и вместе с ним возник вопрос: «В чем секрет очарованности Хармсом?» Можно восторгаться его творчеством или не знать его вовсе, но Хармса нельзя не любить. Только ли от того, что он – король эпатажа, «… господин свободных мыслей» показывал жизнь такой, какая она есть – во всей ее бессмысленности и сумасбродстве? Но разве этого мало!

«…Запечатлевайте то, что происходит в этот момент.… Из моментов складывается эпоха…» (Даниил Хармс)

«Если хочешь, чтобы аудитория смеялась, выйди на эстраду и стой, молча, пока кто-нибудь не рассмеется» (Даниил Хармс)

 

 

     Человек размышляющий, чувствующий, страдающий и страждущий время от времени нуждается в «перезагрузке», в очищении от всего правильного – причёсанного, в ощущении полёта, в пусть иллюзорном, но ощущении Свободы. Смех коварен, но спасителен. Смех человека, «обременённого культурой» – восхитителен. Смеяться над другими так же как над собой, не разделяя, погружаясь в водоворот,  каждодневной суеты, порождаемой людьми, не стремясь понять её логику потому, что таковой нет. Мы – смешные и серьезные, щедрые и скряги, ворчливые и умиротворённые, умные и чудаки – обречены на совместное существование здесь.  Мы тратим много сил на то, чтобы сделать мир логичнее и гармоничнее, иногда забывая, что достижимость цели отсрочена не нами.

«…раз, два, три! Ничего не произошло! Вот я и запечатлел момент, в котором… ничего не произошло…» (Даниил Хармс)

 

      На выставке представлены работы, созданные Геннадием Самойловым в 2016 году. На протяжении последних нескольких месяцев рождалась новая серия. Создавались образы. Непохожие друг на друга. Даже те, что формально были определены автором в серии и циклы. Все листы, получившие, в том числе и благодаря единому формату и оригинальному объемному оформлению отдельное монументальное звучание, объединяет всегда узнаваемый авторский стиль Геннадия Самойлова. У работ нет собственных имен, но каждая, как одна из черт личности и характера человека, становится частью большой изобразительной «саги», посвященной Человеку и получившей название «Иллюзия свободы».

     В организации единого выставочного пространства важную роль играют тексты Даниила Хармса и сложносочиненные объекты Геннадия Самойлова, создающие необходимое художественное напряжение, архаикой природных форм уравновешивающие изобразительную экспрессию, утверждающие свою «объективную» эстетику абсурда.

Марина Волощенко

искусствовед

Выставка будет открыта по адресу: Тверской городской музейно-выставочный центр   (ул. Советская, 54,  2-й этаж)

 Открытие состоится 13 января  в 16 часов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Г.К. Самойлова, А.А. Шестаковой, В.П. Пегасовой.

← к списку новостей