19.10.2016
На крупных всесоюзных
и всероссийских художественных выставках произведения Людмилы Юга впервые
появились в середине 1980-х годов. Это были изящные гравюры, выполненные в
технике офорта, как правило, с применением акватинты и других манер обработки
цинковой формы. Они были посвящены популярной в то время в среде российской
интеллигенции теме памятников историко-культурного наследия, которая горячо
приветствовалась в интеллектуальных кругах. На бумаге разворачивались
поэтические картины старинных усадеб, древних монастырей, городов, сел. Реалистическая
манера, характерная для творческого почерка Л. Юга, позволила ей создать
выразительные образы русской провинции. Со временем графическим листам стали
свойственны высокая техничность, виртуозное мастерство и блестящее знание
техник офорта. Вместе с тем, выработалась и некая рациональность в
трансформации выбранных тем и сюжетов. Эти качества выдвинули ее в число
своеобразных и весьма интересных российских графиков, а репродукции работ стали
все чаще появляться в российских газетах и журналах.
Людмила Юга с
1964 года живет в городе Твери. Близость российских столиц Москвы и
Санкт-Петербурга дает ей замечательную возможность постоянно участвовать в тех
или иных крупных художественных событиях двух мегаполисов, помогает следить за
новостями в искусстве и культурной жизни страны. Вместе с тем, овеянная
многочисленными легендами, богатая культурными традициями история Твери, тоже
оказала огромное влияние на ее
творчество, в первую очередь на смысловую основу работ. Немалую роль сыграло
увлечение древней русской иконописью, в которой тверская школа занимает особое
место. Эти обстоятельства в сочетании с эмоциональной привязанностью к
культурному и духовному наследию своей страны, к особенностям русской природы и
сформировали ее эстетические взгляды и привязанности.
Искусство Л.
Юга, ее мировоззренческая позиция, бесспорно, лежат в русле русского
миропонимания. В 1969-1974 годы она училась в Московском полиграфическом
институте на факультете графического оформления издательской продукции у
крупнейшего русского мастера книжного дизайна А. Гончарова. Уже тогда она с
большим интересом занималась станковой печатной графикой, осваивала технику
линогравюры, литографии, офорта. Именно офорт особенно заинтересовал и увлек Л.
Юга технической сложностью, многодельностью, всегда притягательной
непредсказуемостью фактуры гравировальной доски. Вместе с тем, в творческом
становлении художника нельзя не отметить роль дома творчества «Челюскинская»,
где не только нарабатывался опыт и мастерство, но и оттачивалось мировоззрение,
формировались ориентиры и мотивация в искусстве.
Графический
почерк Л. Юга узнаваем по особому динамизму, твердости и решительности линий,
по активным ритмам. Изобразительная структура ее произведений лаконична, но в
лирических листах звучат мягкие, живописные качества акватинты, дающие богатые
фактурные эффекты. Черно-белый цвет художник воспринимает живописно, в
тональных градациях. А погружение изображения в световоздушную среду позволяет создать
своеобразную пространственную отстраненность образов.
Творческую
фантазию Людмилы питают не только мотивы природы и окружающая жизнь. Как
правило, замысел гравюр, идея связи человека с миром и его нравственной
ответственности, взаимосвязь всего сущего раскрываются весьма последовательно,
с убежденностью активной натуры. Через призму катастрофы рассматривает она тему
гибнущих памятников, справедливо считая, что нравственное здоровье общества
неразрывно связано с бережным отношением к культуре прошлого. Вот почему во
многих листах Л. Юга — ощущение печали, боль за уходящие древности, за
безрассудную утрату памятников цивилизации, за эпоху беспамятства.
В последние
годы сфера интеллектуальных и духовных интересов Л. Юга все больше сосредоточивается
на духовном и материальном наследии православной Руси. Появление новых работ
связано, как правило, с интересными поездками не только по Волге, по озерам
Валдайской возвышенности, но, прежде всего, в старинные монастыри тверской
земли: Свято-Успенский – в Старице,
Борисоглебский – в Торжке, Антониев – в Красном Холме, Нилово-Столобенскую
пустынь – в Осташкове и др. В 2000-е годы православная тема стала основной в ее
станковой и книжной графике. Работая в этом направлении, Л. Юга стала
создателем иконографий первого русского патриарха Иова, преподобного Нила
Столобенского и преподобного Ефрема Новоторжского. В результате путешествий по
святым местам родились серии миниатюр, замечательных по выразительности
прочтения православной темы и художественному решению образов.
Л. Юга широко
известна своей многосторонней художнической деятельностью. Кроме работы над
станковой графикой, она создает театральные и рекламные плакаты, дизайн
журналов, каталогов, буклетов, альбомов и книг, разрабатывает фирменные стили,
в последнее время особенно увлечена масляной живописью и акварелью, занимается
издательской деятельностью, работает со многими крупными организациями в
стране. Но главным творческим пристрастием остается станковая графика — гравюры
(офорты) и рисунки. Широкий спектр профессиональных занятий, большой круг
общения создают важное состояние внутренней мобилизации, которое позволяет ей в
итоге воплотить мысли и эмоции в любимой графической технике офорте.
Размышляя о
своем ремесле, Л. Юга убеждена, что самая важная и актуальная тема не найдет
пути к сердцу зрителя, если в произведениях нет подлинного профессионального
мастерства. Поэтому всю свою жизнь она внимательно изучает гравюры старых
мастеров — Рембрандта, Дюрера, давно став
опытным мастером, владеющим самыми разными манерами офорта, работающим
технично и грамотно.
В последнее
десятилетие нередкими стали путешествия Л. Юга в отдаленные страны. Собранный в
таких поездках материал становится
основой будущих композиций. Эти турне привнесли в творчество Л. Юга тему
экзотики иных цивилизаций. Подчас
впечатления захватывают художницу на длительное время, и тогда появляются целые
циклы или серии графических листов, как бы исчерпывая замысел и эмоциональный
заряд автора.
Л. Юга более
близко литературное выражение идей, чем отвлеченное их воплощение. Обращение к
сюжету расширяет информативность созданных ею композиций, позволяет рассматривать
темы в разных аспектах. Ее эстетические привязанности здесь вполне определенны:
Россия, ее культурное наследие и традиции.
Т.И. Бойцова
искусствовед,
заслуженный деятель искусств РФ
Видео о выставке на YouTube: http://youtu.be/cOtsvbMUKTw
← к списку новостей