ШЕСТАКОВА Анна Анатольевна

Член Союза художников России с 2017 г. 

Искусствовед, ответственный секретарь Тверского областного отделения Союза художников России.

Родилась в 1984 г.

Образование - филиал Государственной академии славянской культуры в Твери (2006).

 

ОБ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ «ПРОДОЛЖЕНИЕ»

Областная художественная выставка всегда крупное событие в культурной жизни Верхневолжья. Такие выставки проводятся регулярно, но неизменно вызывают большой интерес. Во-первых, потому, что на одной экспозиционной площади демонстрируются одновременно живопись, графика, скульптура, произведения декоративного и храмового искусства. Все они свежие, недавно созданные художниками. Важно и другое: в едином пространстве соседствуют работы, значительно отличающиеся друг от друга по стилистике. Это вполне объяснимо: их создатели – люди разных поколений и мировосприятия.

Организатором выставки традиционно выступает Тверское областное отделение Союза художников России. Отбор работ осуществляет выставочный комитет, сформированный из наиболее авторитетных и творчески активных членов организации. Сложная эпидемиологическая ситуация обусловила просмотр произведений по фотографиям. Цифровое изображение, конечно, не может заменить подлинник, тем не менее вынужденный дистанционный формат проведения выставкома упростил порядок подачи заявок на участие в вернисаже.

Из 380 работ 102 художников из Твери и десяти районных центров выставочный комитет отобрал порядка 150 произведений 85 авторов. В экспозицию вошли 140 работ 78 художников (63 из них – члены Союза художников России). Ржевитян на выставке представляют график Александр Цветков (пастели «Старицкий монастырь вечером» и «Сельский пейзаж»), живописцы Ирина Аввакумова («Святые места в Кашине») и Павел Соловьев («Начало лета»).

Крупная сборная выставка – это всегда радость общения, своего рода творческий диспут, провоцирующий на размышления о критериях художественного, на поиск среди представленных произведений таких, которые действительно соответствуют этим критериям, – независимо от места дислокации в экспозиции и регалий автора.

Выставка «Продолжение» открывается двумя реалистическими пейзажами,  запечатлевающими природу среднерусской полосы. Именно их в первую очередь видит вступающий в экспозицию зритель. Он может предположить, что впереди целый ряд таких работ, но ошибется, поскольку окажется в иной стилистической реальности: учтивый реверанс традиционной ландшафтно-видовой живописи сменяется декоративным озорством нескольких полотен с человеческими фигурами, изображенными с определенной долей условности, и деревянными женскими изваяниями, состоящими из балясин разной конфигурации. В залах присутствуют и портреты, и жанровые произведения, и натюрмортные композиции. А вот пленэрная пейзажная живопись, по количеству демонстрируемых работ обычно преобладавшая на предыдущих областных выставках, на этот раз не в приоритете. Быть может, у членов выставочного комитета предвзятое к ней отношение? Вовсе нет. Возникшая ситуация – повод задуматься о том, что пейзаж начала XXI века, ориентированный на идеалы классиков советского реалистического искусства зачастую инертен, подражателен, нередко чрезмерно натуралистичен, а, главное, «заточен» на коммерческий успех. Предостережением звучат слова Стендаля: «Цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства».

Тематика проходящей выставки обширна, однако ярко звучит лейтмотив Великой Отечественной войны. В мир трагических страниц прошлого зрителя погружают иллюстрации к стихотворению Александра Твардовского «Я убит под Ржевом» и графический диптих, в котором художественно осмысливается оккупация Калинина в 1941 году. Хрупкими воспоминаниями-призраками рисуются акварели серии «Листы из альбома. Дети войны». Мужская, женская и детская фигуры предстают на фоне креста в деревянном горельефе «Судьбы». Лаконично скульптурное изображение головы бойца в пилотке. Пронизана символизмом и безысходной обреченностью керамическая композиция «Репрессия», вызывающая ассоциации с полотном Василия Верещагина «Апофеоз войны». Мощным аккордом, завершающим и тему, и всю экспозицию в целом, звучит гобелен «Марш "Прощание славянки"». Оказывается, для того, чтобы услышать пронзительный чеканный шаг монолитного строя идущих на смерть бойцов, достаточно взгляда с экспозиционной стены. Упомянутые выше произведения создавались для художественных проектов областного и всероссийского уровня, посвященных 75-летию Великой Победы, но те масштабные выставочные планы, увы, не осуществились.

Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные коррективы в привычную жизнь, заставила о многом задуматься и остро ощутить хрупкость земного благополучия, ценность человеческого общения. Сложный для всех нас период, полный тревог и телесных недугов, несомненно, нашел отражение в произведениях. Два из них, написанные маслом и объединенные в диптих, так и называются «Осень 20-го года». Молчаливые сумерки, небольшой дом с высоким крыльцом. В эпицентре зрительского внимания маленькое окно, освещенное ярким светом. Оно одновременно и манит, и вселяет беспокойство, придавая цветовую и эмоциональную остроту зыбкой валерной живописи. Звенящая тишина и внешняя бессобытийность, напряженный искусственный свет присущи и некоторым другим  работам.

И все же несмотря на тревожные интонации и ощутимое тяготение к скупой монохромности, выставка не производит тяжелого впечатления. В экспозиции есть место и мягкой лирике, и радостному воодушевлению. Отдельные разделы посвящены народному искусству, наделенному светлым оптимистичным началом, и иконописи, неизменно прославляющей стойкость духа и утверждающей победу вечной жизни над смертью.

Жизнь продолжается. Продолжается разговор об искусстве. Рождаются емкие художественные высказывания. К счастью и воодушевлению, открываются новые имена. Будучи профессионально безупречным, максимально искренним и честным в своих душевных порывах, талантливый художник непременно окажется услышанным и овладеет сердцем зрителя.

Опубликовано в газете «Ржевские новости». 2021. 24-30 марта. С. 16.

 

О ВЫСТАВКЕ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА «ЖИЗНЬ В МАТЕРИАЛЕ»

  Декоративное искусство, такое многоликое по пластической образности и используемым материалам, всегда было тесно связано с производством. Тверской земле в свое время очень повезло. Благодаря активному развитию в XX веке вышневолоцкого стекольного завода «Красный май», конаковского фаянсового завода имени М.И. Калинина и нескольких других предприятий многие талантливые стекольщики и керамисты, родившиеся в разных регионах страны, после окончания столичных художественных институтов связали свою жизнь с Верхневолжьем и вписали яркие страницы в историю тверского искусства.  

Гибель известных на весь мир производств после развала Советского Союза надломила многих прикладников, поставив их в жесткие условия творческого выживания. Говорят, что в лихие 90-е выдающийся стекольщик Борис Фёдоров не брезговал искать на свалках выброшенные телевизоры: в их кинескопах использовалось качественное стекло. Кто-то скажет, что подобные действия умаляют авторитет автора. Ни в коем случае, напротив, они свидетельствуют о глубокой преданности художника избранному пути.

Увы, Бориса Фёдорова нет с нами, как и некоторых других тверских прикладников, обладавших неоспоримым творческим авторитетом, «горевших» искусством и, что важно, умевших «зажигать» других. Поэтому неудивительно, что на крупных областных художественных вернисажах произведений декоративного искусства все меньше и меньше.

Утолить возникшую печаль, вспомнить славное прошлое и вглядеться в настоящее призвана масштабная выставка «Жизнь в материале», организованная Тверским областным отделением Союза художников России в Твери в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной. В экспозицию вошло более трехсот произведений декоративного искусства, созданных в тверском регионе за минувшие пятьдесят лет. Из сорока авторов, чьи работы представлены в залах, четырнадцать уже ушли из жизни. Это художники по стеклу Сергей Коноплев, Ирина Маршумова, Борис Федоров, Виктор Шевченко, Наталия Эверт, керамисты Отари Гагнидзе, Анатолий Камардин, Николай Коковихин, Валерия Шинкаренко и другие признанные мастера декоративного искусства. Их знаковые произведения хранятся в ведущих государственных музеях страны, а камерные вещи – благодаря искренней заинтересованности коллекционеров, родственников и друзей художников – сейчас можно увидеть на выставке «Жизнь в материале». Некоторые прежде не «выходили в свет».

Большая часть экспонатов – работы ныне здравствующих художников Елены Есиковой и Константина Литвина, Михаила и Антона Маршумовых, Светланы Федоровой, Татьяны Абкиной, Галины и Полины Камардиных, Татьяны Погодиной, Сапарнияза Султанмуратова, Ларисы Филиной, Анатолия Войтова, Армена Бабаева, Надежды Новожиловой, Константина Федорова, Александра Константинова и других. Показаны объекты-эксперименты, авторы которых известны прежде всего как графики и живописцы, в частности, Владимир Анисимов, Геннадий Самойлов, Игорь Гусев, Игорь Бучнев.

Выставка охватывает солидный временной промежуток, следовательно, у зрителя есть возможность прикоснуться к разным периодам жизни нашей страны, ощутить отличия в стилистических предпочтениях пяти десятилетий, почувствовать преемственность поколений. Отрадно и символично, что в залах демонстрируются произведения сразу нескольких творческих династий.

Экспозиционеры не стремились выдержать хронологический принцип создания работ, в приоритете – диалоги экспонатов по цвету и форме, материалам и фактуре, создание пространственных пауз, позволяющих насытить среду светом, воздухом.

Выставка очень разнообразна. Торжественные канделябры, большие стеклянные букеты, камерные хрупкие вазочки, предполагающие дружбу с живыми цветами, сосуществуют рядом с метафоричным художественным стеклом, построенным на ассоциативной образности и начисто лишенным возможности быть приспособленным в быту.

Ностальгию вызывают широко распространенные в 1970-е годы фаянсовые блюда и приборы, расписанные стилизованными растительными мотивами, отсылающими к народному искусству. Рядом с мажорной русской «агашкой» – многоликие восточные сказки: объемы и пласты из шамота с совершенно иным по духу мировидением. Особенно интересна керамика, в которой над синтезированием традиций превалирует тяга к пластическому эксперименту, поиску новых образных решений.

Одни работы производят впечатление с первого взгляда, другие требуют тщательного рассматривания, как, например, представленная в изобилии «кабинетная» керамическая скульптура. Фантазийные коты, лошадки, ежики, птицы и рыбы погружают зрителя в добрую веселую атмосферу озорства, шутки. Анималистическую тему продолжают керамические вазы в виде полусонных сов, замысловатые насекомые и аисты из бесцветного и синего стекла.

Стекло и керамика хрупки и при неосторожном обращении недолговечны. Зато почти неподвластны разрушительному воздействию времени мозаики, удачно соотнесенные на выставке с гобеленом. Если сравнить состоявшуюся экспозицию со стихотворной стопой, то ее ударными слогами окажутся именно гобелены – эмоционально наполненные, лаконичные и емкие по образному строю, тяготеющие к монументальному искусству. Впрочем, текстиль не ограничивается произведениями, выполненными в технике гладкого ткачества. Присутствуют в залах и батики, и коллажи из ткани, и образцы авторского женского костюма, дополненные декоративными украшениями. Драгоценная составляющая экспозиции – в прямом и переносном смысле – произведения ювелирного искусства.

Есть в залах и абстрактные скульптурные формы из известняка и мрамора, рельефная бумага ручного литья, пластиковые круги с орнаментами из знаков, имеющие философский подтекст, арт-объекты, при выполнении которых использованы дерево, металл, гипс, масляные краски. Столь разноплановые работы могут показаться зрителю неожиданными, даже спорными, но они вполне уживаются в едином выставочном пространстве с произведениями декоративно-прикладного искусства, выполненными в традиционных материалах и техниках. Предложенная экспозиционерами ситуация акцентирует внимание на важности пластических поисков и побуждает к размышлению о границах понятия «декоративное искусство».

Опубликовано в газете «Ржевские новости». 2021. 7-13 апреля. С. 16.